7 июня 2016

«Реализмы» в Эрмитаже: зачем смотреть на голых раненых людей

На полуголых людей падает кусок рояля, врач и фотографы поддерживают обнаженное тело бездыханной Музы — в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Реализмы». До середины сентября в музее можно увидеть, как современные художники воспринимают реализм и как жанр изменился с XIX века. «Бумага» рассказывает, к чему посетителям стоит быть готовыми и что художники имели в виду.
Фрагмент работы Митча Гриффитса
В первом зале экспозиции — три работы американцев. Самая яркая и провокационная из них — гиперреалистичная скульптура «Истерзанные (пара)» Тони Мартелли.
Длинноволосый мужчина с окровавленной культей вместо руки и вывернутой ногой убегает вместе с девушкой без ноги и уже практически без головы. Мы видим пару в момент, когда их, держащихся за руки, настигает внушительный кусок только что взорвавшегося рояля. Вместе с осколками инструмента в человеческие тела впились лопата, нож, сабля, стрела и другие неожиданные предметы, а голову девушки практически полностью размозжила симпатичная бейсбольная бита.
Произведение, очевидно, интерпретирует ключевой сюжет христианского мира — изгнание Адама и Евы из Рая. Полуголые, уязвимые, «истерзанные», они пытаются спастись от настигающего их хаоса и мало похожи на тех, кто обязательно поправится.
Скульптура Тони Мателли «Истерзанные (пара)». Фото: Gary Tatintsian Gallery
В углу того же зала и на противоположной его стене развешаны панно Джима Шоу. Поверх старых и потертых театральных задников художник нарисовал сюрреалистические сюжеты. Как когда-то в дадаистских коллажах, Шоу дополнил свою «Бытовую изнанку Капитолия» значками-изображениями бытовой техники прошлого века: блендер, миксер, стиральная машина, тостер — все они размещаются на старой декорации, как иконка на рабочем столе компьютера.
Работа Джима Шоу «Бытовая изнанка Капитолия» из серии «Брошенное»
Другая работа — «Мемориал Джефферсона». На заднике с изображением вашингтонского мемориального комплекса распластались вылетевшие из носа самолета люди. Как у героев комиксов с безгранично растягивающимися частями тела, ноги и руки персонажей Шоу дотягиваются до всех концов полотна.
Два других зала занимает почти три десятка живописных полотен британца Митча Гриффитса, использующего чуть ли не караваджиевские композиции. В его современных, но академических по исполнению сюжетах много стройных полуобнаженных девушек и таких же мужчин.
На картинах Гриффитса — чревоугодие и возлияние, война, коммерциализированная и огламуренная, культ красоты и молодости и потребление, потребление, потребление, критика которого уже кажется даже немного старомодной. Один из его персонажей даже жонглирует игральными костями, томиком с диетой Аткинса, гантелей, яблоком и другими, как выясняется, символами смертных грехов.
Митч Гриффитс, «Парень XXI века»
Митч Гриффитс, «Муза умерла»

Что сами художники говорят о своих работах

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.