Добомбились: «попутки» вне закона

Если в выходные вы планируете опоздать на метро и ловить машину, то напоминаем, что с 1 июля вступила в силу статья закона о такси, запрещающая перевозки людей водителям без лицензий. «Бумага» прокатилась по городу автостопом, чтобы проверить, насколько добросовестно соблюдается новый запрет и исчезли ли с улиц нелегальные таксисты.

Иллюстрация: Екатерина Касьянова / «Бумага»

— Конкурировать в такой ситуации невозможно: получается, тот, кто привёл в порядок машину, платит налоги, делает всё официально, выживает, а тот, кто делает это неофициально, над ним посмеивается и продолжает зарабатывать деньги, которые не облагаются налогами, — объясняет президент Российско-Американской академии бизнеса такси Глеб Тихомиров. — И более того, такие люди оказывают услугу сомнительного качества. В глубинке это просто бич, потому что пьяные подвозят.

Тихомиров согласен, что «попутки» обладают двумя явными преимуществами: они дешевле (за счёт налогов, лицензии увеличивается и цена за такси) и быстрее. Правда, много и полулегальных служб: по словам президента Академии бизнеса такси, в Петербурге до сих пор около 90 процентов таксистов работает без всех необходимых документов, включающих в том числе техосмотр и медосмотр.

Маршрут 1: Разъезжая улица — ст. м. «Гостиный двор»

В начале «проверки» машину ловлю в центре города. Тут и сотрудников ДПС побольше и, как кажется, к правилам отношение более ответственное. Действительно, попутка останавливается не первая — третья. Водитель говорит с лёгким, почти незаметным акцентом. Интеллигентный человек лет сорока с лишним, улыбается.

Когда подъезжаем к Фонтанке, оказывается, что переехать её нам не удастся: набережная перекрыта, по ней бегут люди — марафон «Белые ночи».

— Я вот думаю, если ты занимаешься спортом, так и занимайся им дома или где-то ещё — как все. А вот эти пробежки — зачем? Никакого смысла нет, — с иронией начинает водитель.

— Ну, это что-то вроде праздника. Да и внимание к спорту привлечь, — пытаюсь найти разумное объяснение таким городским событиям.

— Праздник! А у нас их разве мало? Ра-бо-тать надо! — с улыбкой поучает водитель. — Я ездил в Китай как-то — так там в год ты можешь взять 10-15 дней отпуска, чтобы куда-то съездить, родных повидать. А у нас одни праздники.

— Вы так подрабатываете только по выходным? — пользуясь возможностью развернуть свою тему, спрашиваю я.

— Да нет, вообще-то у меня есть нормальная работа, зарплата приличная, тысяч 40-45 — хватает! Но один сын, студент, сейчас третий курс закончил. Второй — поступает в этом году. Деньги на всё нужны. Поэтому иногда и так приходится подрабатывать.

В конце концов, это даже удобно. Пока едешь до основной работы, подкинул кого-то — заработал ещё чуть-чуть. Мелочь, а приятно.

— Я не жалуюсь, меня всё устраивает, — тем временем дружелюбно продолжает водитель. — Денег — их и миллионерам не хватает. А я к этому отношусь философски: семья, дети есть, крыша над головой есть, холодильник полный. А остальное…

Вылезая из машины, на всякий случай предупреждаю, что так больше подвозить нельзя и надо быть осторожнее.

— Да я же редко… Но спасибо! — смеётся в ответ водитель.

Маршрут 2: Суворовский проспект — ст. м. «Пр. Большевиков»


Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»

— Да, слышал я про этот закон. Но чтобы открыть ИП (индивидуальное предпринимательство) надо заплатить 43 тысячи, а где их взять? Трое детей, жена, работы нет, — рассказывает мне следующий водитель.

Вообще-то он немного лукавит: оформить ИП стоит порядка четырёх тысяч. Плюс ещё лицензия, необходимые для ИП документы и выписки, техосмотр — в сумме, возможно, выйдет порядка 10 тысяч. Только налог придётся платить постоянно.

— А в городе нерусских больше, чем русских, и они готовы за сто рублей хоть в Магадан отвезти, — продолжает человек за рулём. — Я тоже не то чтобы заламываю цены — всегда можно договориться с пассажиром. Но иногда аж смешно бывает: притормозили меня у Новочеркасской, попросили до Техноложки. Я говорю: «Сколько?» — «Сто рублей». Я говорю: «До свидания». Еду дальше, тормозят: «До Техноложки». Даже интересно стало! Я: «Сколько?» — «Сто пятьдесят». Говорю: «До свидания». А они ловят так, потому что знают, что их сейчас отвезут за сто рублей.

«Иностранные граждане», как политкорректно выражается мой собеседник, вообще вызывают у него не самые приятные эмоции. И не из-за какого-то культурно-национального непонимания, а просто потому, что занимают, с его точки зрения, слишком много рабочих мест. Он даже готов был бы купить лицензию, если бы был уверен, что те, кто подвозит за копейки, исчезнут с дорог. А иначе не окупится.

— Я сегодня катаюсь с трёх часов дня (на часах 19:30) — вы у меня вторая, — вздыхает водитель.

Когда я интересуюсь, почему он «бомбит», спокойно отвечает, что когда-то работал на производстве, сейчас работу потерял, недавно ещё институт закончил, но новое место пока так и не нашёл.

— Ну, скажем, у меня мама живёт в Оренбурге, — рассказывает водитель. — Высшее образование, учительница, работает на двух работах — в детском саду и сторожем. Сторожем она зарабатывает четыре тысячи, учителем — семь. На эти деньги вообще можно прожить?! Там добывали нефть, газ, совхоз был большой, а сейчас нет ничего, и молодёжь — либо алкоголики, либо наркоманы, либо за 25 рублей с одного конца в другой возят…

Водитель-оренбуржец при этом признаёт: законы нужны, и ужесточать их иногда тоже нужно, но всё надо делать разумно. Например, хотят запретить парковаться в центре Москвы. С одной стороны, иногда действительно не проехать по улице из-за припаркованных машин, а с другой — как и где можно будет оставить автомобиль, пока непонятно.

— А тут ещё ты подвёз — твою машину на штрафстоянку, арестовали — и нормально. Дети голодные — делайте, что хотите, это ваши сложности! Потом доказывай, что ты не верблюд, что у тебя дома холодильник пустой. И детей не интересует, заработал ты денег или не заработал, — ты поесть им дай!

Маршрут 3: Технологический институт — Новочеркасская/Лиговский проспект

Машина остановилась так же быстро, как и предыдущие. То есть буквально сразу. Кажется, чуда с новым законом ещё не произошло.

Сажусь то ли в салон, то ли в гигантское облако.

— Знаешь, как доехать? — спрашивают из облака.

Киваю и с сомненьем интересуюсь:

— Вы так работаете или просто решили подвезти?

— Работаю. Но тебя так подвезу.

В очередной раз напоминаю про закон. И в очередной раз спешу успокоить, что я не связана ни с какими инспекциями.

— Да я понял, — ухмыляется водитель.

— Как вы вообще к этому закону относитесь? — спрашиваю и смотрю на руки, лежащие на руле. На них симметрично темнеют не самые выразительные татуировки. У правого локтя узкая полоска свежей крови. Смотрю и понимаю, как же по-идиотски звучит мой вопрос.

— И правильно делают! — бросает молодой человек (на вид ему года 32, не больше).

Дальше слова и без того неразговорчивого водителя разобрать совсем трудно. Кажется, что-то про рации. Он говорит тихо, глядя на дорогу, — так, что непонятно: то ли речь адресована мне, то ли в пустоту. У водителя нет одного переднего зуба, и это ещё больше мешает понять, почему же «правильно делают».

— Я месяц собираю все бумаги. Теперь ещё месяц ждать.

— Пока оформят ИП?

— Да.

— А не проще к какой-то готовой сети такси присоединиться?

— Чтобы к кому-то присоединяться — там берут людей на новых иномарках, а на наших, «пятёрках», «шестёрках» — куда?

Мы не в первый раз вынуждены остановится, чтобы посмотреть карту.

— Та-ак, — всматривается в названия улиц и, определившись с конечной точкой, как-то совсем обречённо добавляет. — А потом в Колпино…

— Я практически город не знаю. Так, трассы, окраины. Вообще я на грузовой езжу: официальной работы нет. Скажут куда — по карте посмотрю и еду.

— На грузовой больше выходит?

— Конечно! Хотя и на такси, наверное, можно удачно встроиться.

Мы въезжаем в какой-то переулок. Судя по всему, заблудились.

— Ну всё, тупик. В Колпино со мной поедешь, — чересчур тихо и неразборчиво для шутки говорит водитель.
Не успев оценить возможную перспективу, говорю, что в принципе готова выйти и здесь, и где угодно, и вообще неважно, что до места не доехали.

— Ну нет, уж прости, дальше тебя не повезу. Здесь есть метро. Сможешь добраться? А то до дома бензина не хватит, — всё так же приглушённо и грустно оправдывается колпинский водитель.

Наверное, если вы вдруг, добираясь ночью до дома, не захотите дожидаться такси, машину вы поймаете запросто. Конечно, при условии, что вы не смахиваете на потенциального сотрудника полиции или ДПС. Но, возможно, новый запрет, если и не уберёт всех «бомбил» с улиц, то часть из них заставит переквалифицироваться в легальных таксистов, а часть — зарабатывать деньги другим способом. В Москве, например, ещё до 1 июля выдали 17 тысяч разрешений.

P.S. Редакция «Бумаги» настоятельно советует вам смотреть, к кому вы садитесь в машину.

Читайте другие тексты на эту тему:

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  • http://www.facebook.com/people/Artemy-Ivanyushin/1295735411 Artemy Ivanyushin

    строго говоря, и раньше деятельность бомбил без регистрации в качестве ИП была «незаконной предпринимательской деятельностью». 

Mobile Analytics