28 января 2015

Банки, налоги, лекарства: где подводные камни в антикризисном плане правительства

Триллион рублей на поддержку банков, налоговые каникулы, развитие сельского хозяйства, импортозамещение и пенсии — правительство России опубликовало антикризисный план на ближайшие два года.
Эксперты прокомментировали «Бумаге» отдельные положения плана и объяснили, как государство увеличивает свою роль в экономике, почему малый бизнес может не почувствовать заявленной поддержки и к чему приведет замена зарубежных лекарств отечественными.
Фото: laura.bell / Flickr
Антикризисный план на 2015–2016 годы включает меры, которые должны помочь России справиться с экономическим кризисом. Поэтому значительная часть документа посвящена импортозамещению, поддержке малого и среднего бизнеса, банковского сектора, развитию промышленности. Там, впрочем, есть и меры, касающиеся социальной политики: например, в 2015 году правительство обещает проиндексировать пенсии, поддержать безработных, а также разрешить единовременную выплату из материнского капитала в размере 20 тысяч рублей.
Планируется, что в 2015 году большинство категорий расходов федерального бюджета снизится на 10 процентов, «в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат». К 2017 году, говорится в документе правительства, «необходимо достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта».

Как изменятся налоги для бизнеса и к чему это приведет

Ряд пунктов антикризисного плана правительства связан с деятельностью малого бизнеса и налоговым законодательством. В частности, предлагается вдвое увеличить предельное значение выручки, при котором хозяйствующий субъект относится к малому или среднему предпринимательству. Для микропредприятий это значение вырастет с 60 до 120 миллионов рублей, для малых предприятий — с 400 до 800 миллионов рублей, для средних предприятий — с 1 до 2 миллиардов рублей. Согласно плану, соответствующий законопроект должен быть разработан до 27 февраля, а постановление правительства — до 30 марта 2015 года. Таким образом правительство рассчитывает расширить участие быстрорастущих малых и средних предприятий в государственных и муниципальных программах поддержки.
В то же время, как объяснила «Бумаге» аттестованный профессиональный бухгалтер и налоговый консультант Лариса Скибина, само по себе изменение критериев не играет большую роль для малых, средних и микропредприятий. Их основная выгода — возможность пользоваться спецрежимами налогообложения, которые, в свою очередь, имеют серьезные ограничения.
Лариса Скибина
профессиональный бухгалтер и налоговый консультант

— Для применения упрощенной системы налогообложения выручка предприятия не может превышать 75 миллионов рублей. То есть, если предприятие хочет остаться на УСН, то увеличение значения выручки для него не имеет никакого значения. К сожалению, применение спецрежимов делает предприятие неконкурентноспособным на рынке, работающем с НДС. Если для субъектов малого предпринимательства не будут предусмотрены какие-то дополнительные льготы, которыми можно будет эффективно воспользоваться, само по себе изменение критериев принципиальных выгод не дает.

Правительство также предлагает снизить налог для микропредприятий с 6 % до 1 %. Такая мера будет распространяться только на организации, которые применяют систему упрощенного налогообложения и у которых объектом налогообложения выступают «доходы». Принимать решение о том, снижать налог или нет, будут в каждом регионе страны в отдельности.
Помимо этого, планируется, что субъекты Российской Федерации смогут понижать ставки налога с 15 до 7,5 % для организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Это решение, говорит Скибина, действительно выгодно для предприятий, однако на деле мера будет распространяться далеко не на всех.
— Во-первых, режим ЕНВД должен быть введен на территории субъекта решением этого субъекта. В Московской области переведены на ЕНВД все разрешенные налоговым кодексом виды деятельности, а в Москве — ни одного; в Ленинградской области — все виды, а в Петербурге почему-то отказали общепиту, — рассказывает специалист. — Во-вторых, у режима ЕНВД есть ограничения по применению, в частности, по численности работников. И, наконец, этот режим вовсе отменяется с 2018 года.
Кроме того, антикризисный план правительства предлагает ввести двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере производственных и бытовых услуг. В декабре Владимир Путин уже подписал закон о налоговых каникулах для ИП, ведущих бизнес в производственной, социальной и научной сферах и выбравших упрощенную или патентную систему налогообложения.
Как отмечает Скибина, меры правительства в области налогов не новы и уже неоднократно обсуждались.
Лариса Скибина
профессиональный бухгалтер и налоговый консультант

— Для получения налоговых каникул ИП должен быть зарегистрирован впервые, поэтому из льготы выпадают те ИП, которые из—за запредельного роста причитающихся к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд в 2013-2014 годах прекратили или приостановили свою деятельность. Да, через год тарифы пересмотрели, но за это время тысячи ИП ушли из бизнеса и потеряли не только бизнес, но и право на получение льгот при новой регистрации. Вообще, если все пункты плана будут приняты — это хорошо. Но рассчитывать на то, что только эти меры, а не доступ к дешевым кредитам и честным госзакупкам, снижение страховых взносов и налогов, могут изменить ситуацию в малом бизнесе — значит продолжать пребывать в иллюзиях.

Как будут помогать банкам

Существенная часть плана посвящена мерам в банковском секторе. В частности, правительство хочет провести докапитализацию системно значимых кредитных организаций за счет средств «Агентства по страхованию вкладов». Решения должны быть приняты в течение января. На это будет выделен 1 триллион рублей. Как объясняет аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко, таким образом правительство рассчитывает увеличить кредитование реального сектора экономики и повысить инвестиционный спрос, банки же просто выступают посредниками.
Антон Сороко
аналитик ИХ «Финам»

— В плане докапитализации через АСВ прямым текстом сказано, что те, кто получат помощь, будут обязаны в течение нескольких лет наращивать объем кредитования приоритетных с точки зрения правительства отраслей экономики. Да и стабилизация банковского сектора — вынужденная мера, необходимая, чтобы финансовый кризис не перешел в кризис в реальном секторе, который побороть намного сложнее и болезненнее.

В инвестиционной компании «Доход» говорят, что во второй половине 2014 года процесс докапитализации для банков стал неизбежен. Согласно данным ЦБ, в декабре у 23 банков не хватало собственных средств, чтобы возместить свои финансовые потери без ущерба для клиентов. «Дополнительный триллион рублей поможет стабилизировать финансовый сектор и удержать на плаву крупных участников рынка, небольшие частные банки ждет ряд санаций», – говорит аналитик компании Владимир Киселев.
Докапитализация банков предусмотрена также за счет Фонда национального благосостояния, на это планируют выделить 250 миллиардов рублей. Однако и в этом пункте также есть оговорки: финансирование пойдет на приоритетные инфраструктурные проекты. В то же время, считает Киселев, подобные меры могут чрезмерно усилить роль государства в экономике.
Владимир Киселев
финансовый аналитик ИК «Доход»

— Эффективность реализации программ ставит под вопрос успех конечного результата. Формально это поддержит показатели финансового сектора, смягчит падение ВВП. Но есть опасения, что, в конечном счете, меры поддержки перейдут в форму оттока капитала, а роль государства в российской экономике вырастет до рекордных уровней.

Антикризисный план также предлагает проработать вопрос создания банка «плохих долгов»: с его помощью правительство бы выкупало проблемные активы или долги банков. «В целом, данная мера была в последние годы несколько раз использована в мировой практике и зарекомендовала себя как неплохой инструмент очищения банковского сектора», — отмечает Антон Сороко.

Импортозамещение и оборонные заказы

Идея импортозамещения проходит через весь антикризисный план. Например, он содержит пункты о поддержке малых иновационных предприятий, облегчение процедуры экспорта отечественных товаров, компенсациях по кредитам для производителей сельскохозяйственной продукции. Акты отраслевых программ импортозамещения должны быть изданы Минпромторгом, Минсельхозом, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфином и другими федеральными органами власти не позднее 1 апреля.
Очевидный приоритет в антикризисном плане отдан оборонной промышленности. Например, правительство обещает компенсировать дополнительные расходы на импортные комплектующие, возникшие в результате изменения курсов валют. Кроме того, в плане есть положение, согласно которому компании, выполняющие госзаказ, смогут получать до 80 % стоимости контракта в качестве авансового платежа — в свою очередь, подрядчики оборонных заказов смогут получать все 100 %.
В плане отдельно оговаривается развитие транспортных систем. Чтобы снизить стоимость авиаперевозок и железнодорожного сообщения, правительство предлагает снизить НДС для перевозчиков с 18 до 10 %.

Лекарства: российские копии вместо зарубежных оригиналов

Ограничение закупок импортных лекарств обсуждается с прошлого года: впервые проект был опубликован в сентябре. Координатор фонда AdVita («Ради жизни») Елена Грачева говорит, что количество импортных лекарств на российском рынке уже сейчас существенно снижается, что положительно сказывается на прибыли отечественных фармацевтических компаний, но приводит к катастрофическим последствиям для пациентов. В России, говорит Грачева, нет собственных инновационных препаратов за исключением «Арбидола», все остальное — дженерики, то есть копии оригинальных лекарств, созданных за рубежом. При этом у врачей нет достоверной информации об их эффективности и безопасности.
Елена Грачева
координатор фонда AdVita («Ради жизни»)

— В стремлении поддерживать отечественных производителей нет ничего плохого, но нужна работающая система контроля качества. А она не работает: переход на международные стандарты GMP, который нам обещали с 1 января 2014 года, на деле случился примерно в 15–25 % компаний. Это значит, что три четверти отечественных производителей производят неизвестно что. Фармаконадзор, который должен дать возможность врачам контролировать качество лекарств, находится в полузадушенном состоянии. Ни один российский дженерик не прошел клинических исследований, которые бы подтвердили его терапевтическую эквивалентность оригинальным препаратам. По закону, от производителей дженериков требуют только химическую эквивалентность (одна и та же химическая формула) и биоэквивалентность (то, как препарат всасывается в организм и затем выводится). Но если люди получают большой объем препарата, степень токсичности выходит на первый план, и человек может и в реанимацию попасть, и погибнуть.

По словам Грачевой, теперь многие зарубежные препараты, в том числе оригинальные, просто уходят с рынка. При этом, отмечает координатор AdVita, экономии бюджета не получается: многие российские копии стоят почти столько же, сколько оригиналы. «Если беспокоиться о пациентах, а не только об интересах фармкомпаний, то законодательно нужно принять простое правило: фармкомпания, которая хочет участвовать в госзакупках и получать доступ к многомиллионным контрактам, оплаченным из средств налогоплательщиков, обязана проводить клинические исследования, чтобы доказать качество препарата», — считает Елена Грачева.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.