11 сентября 2015

Как в Петербурге на высоте 50 метров строят скоростную дорогу: индустриальная фотоистория о ЗСД

Грандиозная стройка Западного скоростного диаметра вышла на финальный этап: сейчас работы проходят на Канонерском острове и в устье Невы у Васильевского острова и до улицы Савушкина. Фотограф Антон Ваганов поднялся на объект и снял с высоты нескольких десятков метров сложные конструкции будущей дороги.
«Бумага» публикует серию фотографий строящейся магистрали, которая проходит в полусотне метров над землей, делится на два яруса и пока еще напоминает знаменитые петербургские разведенные мосты.

Антон Ваганов


Автор фотопроекта

Западный cкоростной диаметр — один из важнейших транспортных проектов Петербурга последнего десятилетия. Магистраль пересечет город с севера на юг и соединит Приморский, Василеостровский, Адмиралтейский, Красносельский районы и Морской порт с кольцевой автодорогой.
Планирование началось еще в 90-е, а строительство — осенью 2005 года. С 2008-го один за другим ввели в эксплуатацию отрезки Северного и Южного участков. Теперь работы ведутся на Центральном — самом сложном — участке.

Канонерский остров

Через Канонерский остров магистраль двухъярусной фермой (встречные потоки на высоте 53 метров разнесены по разным ярусам дороги) пройдет над Морским портом и Морским каналом. Она обогнет остров Белый и по вантовому мосту пересечет Корабельный фарватер Большой Невы. Основные работы по возведению опор уже закончены.

Слева — временные бытовые и офисные здания, склад металлоконструкций. Справа — две линии укрупнительной сборки Готовые блоки на электрических тележках выкатывают к стапелю Стапель на Канонерском острове — внушительное временное сооружение размером 30 на 90 метров, возведенное между двумя опорами. Строительство моста через Морской канал и прилегающих к нему участков ведется методом надвижки. На желтых рамах расположены роллеры, по которым перемещают аванбек (вспомогательный элемент 100-метровой длины) и вслед за ним — пролетное строение Роллеры устанавливают на каждой из опор. Снизу к пролету прикрепляют временные рельсы (накаточные пути) для скольжения по роллерам Сложность операции, проходящей на основном стапеле в том, что надвигается массивный двухъярусный пролет. Расстояние между опорами — в среднем 150 метров Каждый из 24-метровых блоков весит по 450–500 тонн. Их подъем на стапель осуществляется двумя кранами. Два таких крана могут поднять, например, оба разводных пролета Дворцового моста, а запаса грузоподъемности хватит еще на шесть трамваев
После завершения надвижки пролет поднимают домкратами, вынимают роллеры, убирают временные рельсы. После этого конструкцию опускают на опорные части, установленные на подферменные площадки (бетонные тумбочки).

На территории стройплощадки очень строго следят за охраной труда. Человека, не соблюдающего технику безопасности, найти здесь непросто. К примеру, рабочие используют страховочную систему даже при работе на двухметровой высоте, периметры площадок обнесены временным ограждением.
Строительством Западного скоростного диаметра занимается холдинг ICA — объединение турецкой и итальянской строительных фирм. Среди их проектов — знаменитый двухкилометровый мост через Босфор, в Петербурге они занимались реконструкцией аэропорта Пулково.
Западный скоростной диаметр — один из самых широкомасштабных в практике ICA. На стройплощадках задействованы тысячи рабочих, десятки башенных, сотни автомобильных и гусеничных кранов.

Устье Невы

Вернемся к магистрали. После прохода над Канонерским островом двухъярусная ферма разделится на два параллельных пролета.
Устье Невы и Корабельный фарватер автострада пересечет уже по вантовому мосту. Пилоны наклонены друг к другу, поэтому напоминают один из символов Петербурга — крылья разведенного моста. Длина центрального пролета — 320 метров, проектная высота пилонов — 125 метров, а это на 2,5 метра выше ангела, венчающего шпиль Петропавловского собора.

Возведение бетонных частей пилонов сейчас завершено на отметке 90 метров. Выше будут смонтированы металлические части.
Эстакада, предшествующая мосту со стороны острова Белый, интересна внушительными расстояниями между опорами — до 125 метров.
Из-за частых штормовых ветров с Финского залива работы по монтажу пролетных порой откладываются — иногда на несколько дней, пока не установится относительно спокойная погода.

Васильевский остров — Север

Тем временем на строительной площадке «Васильевский остров — Север» идет подготовка земляного полотна, по которому магистраль из тоннеля выйдет к развязке с набережной Макарова и мосту через Петровский фарватер.
Для ускорения уплотнения грунт проливают и утрамбовывают. В общей сложности здесь уложат несколько миллионов кубометров песка Большинство пролетных конструкций на этом участке уже смонтированы на опоры
Скорость возведения моста через Петровский фарватер снизилась. Во время очередной проверки выяснилось, что уложенный в конструкцию верхней части северного пилона бетон не набрал требуемой прочности. Несмотря на небольшое расхождение цифр, опору решили частично разобрать и забетонировать заново. В официальном комментарии говорится, что ситуация является штатной и не повлияет на сроки сдачи автострады.
Первую часть фотопроекта Антона Ваганова о Западном скоростном диаметре можно посмотреть на его сайте.
За подготовку материала автор благодарит пресс-службу ООО «Магистраль северной столицы».
Mobile Analytics