20 октября 2017

Путешествовать вокруг света автостопом и на велосипеде, спать на дереве и вернуть украденный в Никарагуа паспорт, став местной звездой

В 2014 году петербурженка Светлана Муртазина отправилась в кругосветное путешествие. Почти за три года она побывала в 16 странах, в том числе в Гондурасе и Антарктиде.

Девушка передвигается автостопом, на велосипеде и по морю и живет у местных. Летом она ненадолго вернулась в Петербург, но в ноябре продолжит путешествие.

Светлана рассказала «Бумаге», как вернула украденные в Никарагуа документы и телефон, обратившись за помощью к прохожим и журналистам, зачем спала на дереве в парке, как ей повезло попасть на яхту до Антарктиды и почему в путешествии необязательно иметь с собой много денег.

Светлана Муртазина

Автор блога «Вокруг Света без обратного билета»

Идея

До 31 года я была вполне обычным человеком: школа, институт, работа. У меня был свой бизнес — организация мероприятий. По идее, следующим шагом было бы взять кредит и купить квартиру. Вроде бы всё шло хорошо, но внутри было ощущение, что как-то скучно. Нет драйва, нет жизни. Хотелось чего-то интересного.

Поскольку я всё время работала на себя, то часто путешествовала; пару раз в год куда-нибудь уезжала на месяц. Осенью 2014 года я поехала в США. Но в этот момент у меня в жизни случился переломный момент: закончились долгие отношения, я переехала в другую квартиру, планы поменялись, компания тоже. В то время меня мало что держало дома.

Светлана Муртазина у Большого каньона в США

Я поехала в Штаты, думала, что поживу там, пока хватит денег. Там я размышляла, что делать дальше. У меня было два варианта: вернуться в Петербург и продолжать жить той же жизнью, что и раньше, или сделать что-то новое. Я составила список вещей, которые всегда хотела сделать, но не делала — от занятий серфингом до поездок автостопом. Одним из пунктов было кругосветное путешествие. Я подумала, что если ехать, то сейчас.

Я поняла, что многого не знаю о мире и о самой себе. Мне захотелось выяснить, как всё на самом деле. Хотелось понять жизнь не по фильмам и книжкам, а самой всё ощутить.

Подготовка

Когда я поняла, что отправляюсь в кругосветку, мне стало очень страшно. Я понимала, что еду в неизвестность. Маршрут был такой: доехать до юга Южной Америки, потом, возможно, до Антарктиды, дальше Австралия, Азия и Европа. Я думала, что путешествие займет около года. На деле прошло уже почти три года, а я всё еще в пути.

План путешествия

До того, как отправиться в кругосветку, я думала: чтобы путешествовать, нужны деньги; если ты женщина, то не можешь путешествовать одна; ехать автостопом — опасно. Оказалось, что всё это не работает. Когда я первый раз стояла на дороге, подняв палец, у меня было с собой около 400 долларов.

40 000 км

1400 км

пройдено на велосипеде

Путешествие

К моменту, когда я отправилась в кругосветку, у меня уже был опыт виртуального заработка: я знаю графический дизайн, могу давать уроки по скайпу. В крайнем случае рассчитывала где-то устроиться на работу.

Выяснилось, что в путешествии нужно гораздо меньше денег, чем в обычной жизни. Рекорд — 40 долларов в месяц, это было в Колумбии. Я не ем мясо, почти не плачу за транспорт, в основном езжу автостопом. С собой у меня один чемодан. За жилье я не плачу, потому что останавливаюсь обычно у каучсерферов (каучсерфинг — сервис, где желающие предоставляют бесплатное жилье путешественникам — прим. «Бумаги»).

Даже в самых, казалось бы, опасных странах, есть люди, которые готовы пригласить к себе незнакомого человека. В США я встретила энтузиаста лет 60–70, который живет неподалеку от Большого каньона и зазывает всех к себе через каучсерфинг с условием, что гости должны обязательно побывать на какой-то горе, которая находится в его городе. Говорит, что это его миссия.

С ламой в Перу

Как-то я ночевала на улице. Это было в Колумбии, мы тогда путешествовали вместе с девушкой из Швейцарии. Зашли в какой-то парк и увидели там огромное дерево — наверху была площадка, огороженная ветвями. Мы туда забрались и в итоге переночевали там.

За почти три года я проехала от Штатов до Антарктиды только по земле и воде — без самолетов. За это время побывала в 16 странах.

В основном путешествовала одна, но иногда ко мне кто-то присоединялся. Несколько раз это были каучсерферы, у которых я останавливалась. Была девушка, с которой мы путешествовали семь месяцев.

Самым ярким впечатлением, наверное, была Антарктида. Туда было очень сложно добраться. До этого мне удавалось попасть куда угодно: ты знаешь, чего хочешь, и просто идешь туда. Например, остров Ометепе в Никарагуа, куда нужно записываться за пару месяцев. Я просто приехала туда своим ходом и спросила, есть ли свободное место. Места всегда оказываются.

В Антарктиду можно купить билет, но он стоит несколько тысяч долларов. Такой вариант я не рассматривала. Хотела попасть туда бесплатно, устроившись работать на судно, но никто не хотел меня брать.

В итоге я доехала до Антарктиды на частной яхте, которая занимается организацией экспедиций в труднодоступные места. За день до отправления кто-то из пассажиров отказался — и на свободное место позвали меня. Но мне все-таки пришлось заплатить, хоть и небольшие деньги, окупающие сам проезд.

На этом судне мы прошли от Аргентины до Антарктиды и обратно. Путь занял около трех недель. На небольшой яхте — 15 метров — нас было восемь человек, все из разных стран.

Риски

В путешествии меня дважды ограбили. Первый раз украли рюкзак, где был телефон, компьютер, карточки и паспорт — всё самое ценное. В тот момент я была в Никарагуа в городе Леон и немного расслабилась, потому что мы уже проехали Гондурас. Мимо проходили люди, один отвлек меня, другой стащил рюкзак.

Мы с подругой пошли в полицию, в ночи катались на полицейской машине по улицам, пытались найти воров, но, конечно, никого не нашли. Денег нет, телефона нет, компьютера, с помощью которого я зарабатывала, тоже нет. Я поехала в посольство. Они мне сказали, что на восстановление документов уйдет два-три месяца. Я собирались пробыть в Никарагуа пять дней, а в итоге провела там четыре месяца.

В Аргентине

В этой ситуации у меня было два выхода: ждать, пока поможет полиция, или шевелить своим задом и что-то делать самой. Я начала дергать полицейских (а на их несчастье я уже как-то говорила по-испански), пошла на телевидение, радио, стала местной звездой. Люди на улице останавливали меня и спрашивали, как у меня дела. Никарагуа — маленькая деревня. То, что у них обокрали русскую туристку, — это сенсация.

На улицах я спрашивала у прохожих, не знают ли они, как можно мне помочь. Говорю: «Чуваки, вы же тут местные?» — «Ну да». — «Меня вчера обокрали, у вас же часто воруют?» — «Ну да». — «Мой паспорт стопудово никому не нужен. Не знаете, где его можно найти?». И обычно люди начинали что-то советовать, помогать, звонить кому-то. Даже те, кто, может быть, сами воруют, показывали себя с другой стороны. Мне помогали журналисты, они посоветовали, где найти записи камер. А один человек поехал со мной на городскую свалку и договорился с местными, чтобы они, если увидят русский паспорт, отдали его мне.

Вулканобординг в Никарагуа

В итоге через неделю я нашла свой телефон — в одном из магазинов мне попытались его продать. Как я поняла, что это мой телефон? Тупо зайдя на нем в свои контакты, их никто не стер! Я не стала его сразу покупать, позвонила своему знакомому местному журналисту. В итоге была целая операция с полицией.

Я надеялась, что смогу найти остальные вещи, но не получилось. Хозяин магазина, естественно, сказал, что нашел мой телефон на улице. Я ему говорю: «Ты мне можешь что угодно рассказывать, но у меня нет паспорта и мне его ждать три месяца. Три месяца я буду здесь, и я тебя задолбаю. Поэтому сделай так, чтобы мой паспорт появился». Через неделю мне позвонил какой-то человек и сказал, что нашел на улице мои документы.

Город Леон в Никарагуа

Во второй раз всё было проще. Я ехала на лодке в Колумбии, мой чемодан лежал в багажном отделении. Я отлучилась на несколько минут, а когда вернулась, чемодана уже не было. Но все ценные вещи остались при мне. Зато я смогла продолжить свое путешествие на велосипеде по Перу.

Опыт

В каждой стране, где бываю, сажаю деревья. Путешествуя, я увидела, что в мире происходит с экологией. Что это проблема не только Петербурга. К тому же мне хотелось что-то оставить о себе. Посадить дерево — это так просто. Каждый может это сделать.

За эти три года я поняла, что возможно всё. Что везде есть хорошие люди, всегда найдется кто-то, кто поможет. В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое, и каждый может повернуться к тебе своей светлой стороной. Когда начинаешь путешествовать, то видишь жизнь реальных людей.

Сейчас я приехала в Петербург, потому что очень сильно соскучилась по семье и друзьям. Я пишу книгу о своем путешествии, а в ноябре возвращаюсь обратно в Южную Америку, чтобы продолжить кругосветку. Думаю, это займет еще два-три года.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.