13 января 2017

«Это борьба не против верующих, а против торгашей»: как прошел народный сход против передачи Исаакиевского РПЦ

На народный сход против передачи Исаакиевского собора РПЦ в Петербурге вышло больше 500 человек.

Как прошла акция за сохранение музея и что организаторы и люди в толпе говорили о будущем собора, церкви и Полтавченко — в репортаже и фотографиях «Бумаги».

Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»

Сегодня в Петербурге прошло собрание оргкомитета по защите Исаакиевского собора. Так народный сход назвали депутаты Максим Резник, Борис Вишневский и Алексей Ковалев, которые пригласили петербуржцев собраться у музея-памятника и обсудить план действий. Организаторы уточнили, что это именно встреча с депутатами, поэтому мероприятие согласований не требует.

— Мы все должны сохранить человеческое достоинство, — громко заявил журналистам Резник, пока они подтягивались к Исаакиевскому. — Господин губернатор — человек, который является временщиком с точки зрения своей психологии управления городом, — имеет наглость нам всем говорить, что мы больше ничего решить не можем. Такая история уже была. Когда мы боролись против башни «Газпрома», нам тоже говорили, что мы ни на что не способны, что мы сумасшедшие. Но общество смогло пересилить власти предержащих, и, я думаю, это будет та же самая история.

Вы не получите Исаакиевский собор. Либо я ничего не понимаю про петербуржцев

В окружившей депутата толпе кто-то поднял скромный плакат с красной надписью «Поп-out».

— Я хочу сказать Полтавченко: вы собор РПЦ не отдадите, — продолжал Резник повышенным тоном. — Зафиксируйте то, что я говорю. Вы не получите Исаакиевский собор. Либо я ничего не понимаю про петербуржцев.

Дежурившие на месте полицейские сначала попытались пробиться к депутату, однако его плотно окружили корреспонденты. Тогда в громкоговоритель они попросили горожан переместиться в сквер напротив, так как тротуар слишком маленький.

Люди послушно двинулись к переходу. В толпе три женщины среднего возраста в теплых пуховиках энергично обсуждали передачу собора РПЦ.

— Наша задача — убедить, что здесь борьба не против верующих, а борьба против торгашей, — бойко заявила одна из них. — Это культурный город.

— Святая вода у них платная! — поддержала ее подруга, торопливо переходя дорогу.

Депутаты и сопредседатель «Парнаса» Андрей Пивоваров встали с края сквера, организовав подобие трибуны, однако выступали без микрофонов. Организаторы говорили, что необходимо не допустить передачу Исаакиевского собора.

— Сейчас там работает замечательный музей, и его работа будет парализована, если передать это здание церкви, — сказал Борис Вишневский. — То есть они пекутся, на мой взгляд, не о верующих, а только о преимуществах и интересах себя как корпорации.

Тем временем к Исаакиевскому подошло несколько сотен человек: некоторые пытались услышать что-то, стоя на мусорках и скамейках, другие просто бродили рядом с толпой, возмущаясь передаче собора. Среди пришедших были люди с детьми, пенсионеры. Всего собралось порядка 500 участников (по словам депутата Ковалева, их было около тысячи).

— Мы защищаем свой Исаакий, — строго осматривая собор, заявила участница схода Галина Николаевна, пожилая женщина интеллигентного вида в серой шапке и золотых серьгах. — Я уроженка этого города не в первом поколении. И почему какие-то толстомордые — извините меня — верующие…  Я неверующая. И что теперь? Это мое, почему я должна отдавать такую красоту? Сюда 30 человек приходит на службу.

Спас на Крови следующий, милая моя! Это наши шедевры, наше достояние

— Нужно, чтобы музейные ценности доставались всем, а не только РПЦ, — вмешалась стоящая рядом женщина.

— Погубят Исаакий и всё. Потом из нашего кармана будем содержать и его, — негодующе продолжила Галина Николаевна. — Спас на Крови следующий, милая моя! Это наши шедевры, наше достояние.

Другая участница схода, закутавшись в серый шарф, рассказала, что сама она работник культуры и ходила на многие митинги против «Охта-центра».

— Здесь очень много тех, кто выступает против строительства «Охта-центра». Всё начиналось с 50 человек, мы ходили полгода — людей было раз в десять меньше. Сейчас уже есть опыт.

В толпе не скандировали лозунги и не поднимали плакаты. Отдельные пикетчики стояли по периметру сквера. Среди них — активист НОДа с огромным флагом. Сорвать собрание они не пытались, однако периодически спорили с протестующими, обвиняя тех, что они «не любят Россию».

— Приходите на крестный ход! Тут сборище бесноватых! — радостно выкрикнул мужчина, обвешанный георгиевскими лентами, протискиваясь через толпу. За ним проследовала его спутница в плюшевой накидке под тигра — в цвет лент.

Депутаты объявили, что в ближайшее время большой митинг пройдет на Марсовом поле. В расходящейся толпе две женщины в красных куртках с надписью «Россия» зажгли церковные свечи и продолжили рассуждать, чем может грозить передача собора РПЦ.

— Там дети рисуют на полу на православную тематику — у них очень много таких акций. Куда уж патриотичнее? — сказала участница схода, прикрывая свечу рукой. — А в церкви это всё полетит. Они просто хотят денег. Кроме того, если это проводит священник, значит, религиозная пропаганда. Поэтому хорошо, когда проводит музейный работник. Причем это было для любых конфессий — очень тонко, мудро сделано.

После люди продолжили бродить перед собором: кто-то спорил с пикетирующими, кто-то собирал подписи. Группа фотографов кучковалась в центре сквера: там возвышался снеговик, который дети слепили во время народного схода, с приделанным кем-то крестом на макушке.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.