25 июля 2013

По стойке смирно: как создается военная элита в Суворовском училище?

Суворовское училище — место, куда на протяжении полувека отдают десятилетних мальчиков, готовых с ранних лет служить отечеству, учиться жить по чести и создавать военную элиту страны. Но с той ли интонацией звучат эти слова сейчас, когда в «гражданском» мире среди множества других, не военных, элит, высокопарно говорить о любви, вере и преданности государству кажется смешным и неловким? «Бумага» поговорила с воспитанниками училища о «благородстве души» и узнала, каково это существовать в закрытом пространстве и чувствовать себя отличным от сверстников.

Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»
В 2011 году все Суворовские военные училища Минобороны перешли на семилетнее обучение. Поэтому сюда принимают детей только после четвертых и пятых классов, а с нового учебного года принимать будут только после четвертого класса. Согласно Приказу министра обороны от 16 мая 2012 года, в училище могут поступать дети военнослужащих, проходящих службу, дети погибших военных, дети и внуки Героев Россиийской Федерации, а также сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По сути, правила приема с послевоенных времен не изменились — училища и кадетские корпуса создавались тогда и создаются до сих пор для детей погибших солдат и офицеров. Как бы ни хотели поступить в Суворовское ребята из «гражданских» семей, у них теперь ничего не выйдет. Но и тех ребят, кто полностью подходит для роли воспитанника, сразу зачислять в училище никто не намерен. Экзамены для поступающих стандартные — русский язык, математика и английский в качестве иностранного языка. Помимо этого, потенциальным воспитанникам училища нужно пройти медицинское освидетельствование, а также психологический тест.   В долгосрочных целях Минобороны — задача сформировать из выпускников училищ будущую элиту страны, крупных военачальников и чиновников. Однако пока результат оказывется не столь масштабным — ведь семилетнее образование не дает особых преференций после выхода в «гражданский» мир, суворовцы не получают офицерского чина, да и в вузы они поступают на общих основаниях наравне с выпускниками обычных школ. Если отставить в сторону все материальные вопросы, можно убедиться в том, что Суворовское дает воспитанникам не так уж и мало — патриотизм, отличное образование и любовь к родине, культуре и спорту. — В нашем училище сложились богатые традиции — это и любовь к Родине и училищу, и верность Отечеству, и Суворовское Братство. Выпускники нашего училища хранят эти традиции всю жизнь. Для их обучения и воспитания имеется все необходимое. Мы прилагаем все свои силы, знания и опыт для того, чтобы подготовить мальчишек к последующей армейской и гражданской службе. Да и вообще воспитать их достойными гражданами своей страны, —говорит воспитатель первого курса Анна Журанина.

Саша, первый курс:

«Мы серьезнее и ответственнее, чем обычные школьники. У них нет кружков, которые у нас есть. И мы дисциплинированны»

Сейчас в петербургском училище — примерно 400 человек. Все суворовцы находятся на полном государственном обеспечении. Каждому положена ежемесячная стипендия в тысячу рублей, а детям-сиротам — в две. Современный суворовец, учащийся на первом курсе, — это десяти- или одиннадцатилетний мальчик, попавший в большую, каждодневную игру. В этой игре есть определенные правила, и если их принимать и соблюдать, то игрок будет получать вознаграждения.    
День суворовца начинается в 7 утра. У всей роты построение, а после, с 7:10 до 7:30, зарядка. В помещении, где спит рота первокурсников, установлена большая колонка. Во время зарядки из нее играет музыка — не патриотичная, а простая, современная. После зарядки ребята умываются и застилают постели. На все дается 40 минут. А затем — завтрак, первый из четырех приемов пищи суворовцев. Выполнив ряд обязательных дел и отправляясь за едой, первокурсник Гриша Гергер начинает рассказывать о жизни в Суворовском: — Нас тут кормят лучше, чем в «Макдональдсе», да! Иногда даже торты бывают, когда день рождения у кого. Родители именинника приносят торт, и вся рота его кушает.
 
Десятилетний Гриша — сирота. Воспитатель его курса Анна Журанина говорит, что этот активный, веселый мальчуган раньше был очень задиристым, сложным ребенком. Всего за полгода училищу удалось сделать из него отличника — он даже выиграл в конкурсе «Две Звезды», где участвуют суворовцев первых курсов со старшими товарищами. Как он смог так быстро стать отличником? Все в училище направлено на улучшение успеваемости и дисциплины, есть система поощрений и наказаний, которых нет в школе, где за пятёрку похвалят, а за двойку поругают родители. В училище все и проще и сложнее одновременно: двойка — не пошел в увольнение, пятёрки — звание, грамоты, благодарственное письмо в школу (с зачитыванием перед классом) и множество других поощрений. Опять же с двойкой в четверти теперь отчисляют — из школы отчислить не могут.  
Гриша торопится на урок. Ему надо перейти из одного здания в другое — пересекая внутренний двор училища, он торопливо объясняет, почему ему так нравится здесь: — Учится гораздо легче, чем в школе: по предметам подтягивают и уделяют больше внимания каждому ученику в отдельности. Учителя у нас строгие, но справедливые. Помогают нам, если что-то не получается. Ну и кружков у нас очень много: я вот футболом занимаюсь. Можно заниматься фотографией, робототехникой, играть на гитаре… Мы сами выбираем, на что ходить. Его сокурсник — Саша Суворов, шагает рядом и спешит рассказать о том, чем суворовцы отличаются от сверстников, которые учатся в школе: — Мы серьезнее и ответственнее, чем обычные школьники. У них нет кружков, которые у нас есть. И мы дисциплинированны. Саша — прямой наследник традиций семьи: дедушка — военный, отец — подполковник и военный хирург, который тоже учился в СВУ. Саша очень спокойный и рассудительный. Как и Гриша, он отлично учится и участвует в конкурсах. У этих ребят есть все, что нужно их сверстникам. Это и интересные кружки, и музыкальные инструменты, на которых можно поиграть в свободное время, и различные настольные игры. Наконец, это Xbox, установленный в досуговой комнате для первокурсников. У мальчиков нет «двора», где всегда найдутся хулиганы, готовые обидеть или ударить. — Бывает, что старшекурсники нас шпыняют. Но обычно, если какая-то проблема возникает, они нам помогают, не оставляют в беде. Можно сказать, мы — братство, — заключает Саша. После четвертого урока у суворовцев перерыв на обед. На него им выдается ровно час. Насытившись, воспитанники училища продолжают занятия. Заканчиваются уроки — идут на полдник, а потом занимаются своими делами и самостоятельно готовятся к предметам.

Игорь, третий курс:

«А если спросить, что такое честь, то это — благородство души, это достоинство человека»

Третьекурсник Игорь учится лучше всех на своем курсе. Он откладывает учебники в сторону, отводит взгляд и тихо начинает говорить: — Я принял решение пойти в суворовское училище еще в первом классе, когда смотрел сериал «Кадетство». Принял сам. Сказал маме: «Отдай меня в училище». Поступил путем обычной сдачи экзаменов. Написал на максимальное количество баллов. Поначалу Игорю было сложно привыкнуть к новым порядкам, но, как и большинство ребят, он недолго скучал по дому. Больше всего ему нравится изучать историю и французский язык. Кажется естественным, что, как суворовец, мальчик читает книгу «Цусима» о падении Порт-Артура. Суворовец посещает многие кружки, и ему вспоминается кружок обмена языка, благодаря которому о побывал на конкурсах в Италии и Автрии. Сейчас Игорь ходит на самбо и на дополнительную подготовку к ЕГЭ по математике.   Третьекурсники решают задачи уровня С, используя принципы Дирихле и Ферма. Такие непростые для обычных школьников теоремы суворовцам дают преподаватели из Дворца творчества юных. Учебные кабинеты в СВУ оборудованы интерактивными досками, в лабораторных есть все необходимое для экспериментов. Другими словами, процесс среднего образования в училище представляется максимально насыщенным и продуктивным, особенно учитывая количество заслуженных учителей высшей категории и преподавателей кружков. Стеснительный тринадцатилетний мальчик говорит, что еще точно не знает, кем он хочет быть после окончания Суворовского — возможно, будет военным переводчиком с английского и немецкого, либо пойдет на юриста, а, может, попробует поступить в высшее училище. Но, как признается сам подросток, одно для него останется неизменным — это нравственные качества человека и внутренние принципы. — По обществознанию мы проходим параграф «Человек и закон». Пример: подходит к судье подсудимый, который является его другом. И просит помочь, то есть закрыть на него дело. Но судья ведь ничего не может сделать, если его друг виновен. Судья стоит на страже закона. Для меня закон и внутренняя честь превыше всего. Их важно для меня никак не изменится, у меня есть принципы, которые я всегда соблюдаю. А если спросить, что такое честь, то это — благородство души, это достоинство человека.

Павел, седьмой курс:

«У нас идет и школьное обучение, и общенравственное. У нас вообще все другое совсем, не как на гражданке»

Все курсы готовятся к ужину. Для них это очень важные 35 минут — ребята устали за день, им нужно хорошо поесть и восстановить силы. После того, как ужин заканчивается, к воспитанникам из Санкт-Петербурга на 20 минут приходят родители, а юноши из других городов и те ребята, у кого нет родных, занимаются своими делами. До отбоя в 22:00 остается совсем немного. Тем временем, старшекурсники Павел и Вячеслав говорят про их жизнь в училище, которая скоро подойдет к концу — ребята заканчивают последний, седьмой курс: — Здесь намного лучше учат, чем в школе, — начинает Паша. — Подготовка к экзаменам у нас на довольно высоком уровне. Нас учат заслуженные преподаватели России. Конечно, сам урок отличается от обычного школьного: мы приходим, строимся, докладываем о тех, кто отсутствует и так далее. — Преподаватели у нас строгие, — подхватывает Слава. — И требуют многого. Если ты на задней парте сидишь и задумался о чем-нибудь, то сразу выгонят. Можно иногда расслабиться, но все равно, дисциплина на первом месте, — заканчивает за своего товарища Слава.   Старшекурсники проходят военную подготовку, более приближенную к реальности, чем на младших курсах, где ребята просто собирают пистолеты и автоматы. Летом суворовцы старших курсов выезжают на стрельбища, проводят время в военизированных летних лагерях. — Этим летом мы не только разбирали оружие, но и много стреляли. Честно говоря, ощущения такие, будто в армии побывали, — говорят ребята. После окончания училища ребята собираются двигаться по военному пути. Один хочет в МВД или МЧС, а второй в Михайловское военное училище. — Про гражданку я вообще не думаю. Потому что знаю, что там будет тяжело. А если ты военный, то у тебя сто процентов будет работа, будешь обеспечен и, конечно, это престижно. Ну и вообще, это уже по душе все стало, — медленно тянет слова Паша.   Когда ребята говорят об отличиях суворовцев и обычных школьников, с их лиц не сходит улыбка: — Есть ли у нас какая-то особая фишка перед остальными? Да наша форма — уже фишка! Мы ее надели и на нас уже по-другому смотрят. Все взглядом провожают и рты раскрывают. И девушки внимание обращают, — говорит Паша.
В Мальтийской капелле помимо концертов для суворовцев проводятся балы, которые посещают девушки из Женского пансионата. Старшекурсников к этому специально готовят, занимаются с нами классическими танцами. — Понимаете, у нас идет и школьное обучение, и общенравственное. У нас вообще, все другое совсем, не как на гражданке, — волнуется Паша. — Когда мы только поступали сюда, мы давали клятвенное обещание суворовца. Стояли, держали в руках книжки с клятвой и как на первое сентября их читали. То есть мы реально поклялись, что до конца будем верны своему слову, никогда не будем обижать друг друга. Будем как настоящие братья в этой жизни. И мы так и живем, уже пятый год живем. Товарищества и дружбы таких, как у нас, не встретишь нигде. Суворовцев бывших не бывает. Мы до конца своих дней суворовцы и всегда останемся друзьями, куда бы мы ни разъехались по миру и куда бы нас ни разбросала служба . — Честь и дружба для нас превыше всего, — почти хором говорят ребята.

Читайте также:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.