10 сентября 2013

Вагон и маленькая тележка: что мешает продавать еду на улице

Почему чиновники боятся помогать проектам с уличной едой и напитками, чего стоит получить все разрешения и как решают проблему продавцов коммерческие фирмы? Владелица автокофеен анонимно рассказала «Бумаге» о своей двухлетней войне с бюрократами, а предприниматели из Петербурга и Москвы объяснили, чего им не хватает для ведения полноценного бизнеса.

Иллюстрации: Катерина Чуракова / «Бумага»
Мы мучились с оформлением два года. Разумеется, сначала мы писали в администрации районов, что хотим организовать уличную торговлю. Там нам объяснили, что есть специальная программа размещения нестационарных объектов. Из нее были исключены продавцы мяса, рыбы, молока и хлебобулочных изделий. Чтобы поддержать местных производителей, для них придумали упрощенную схему размещения. Но оказалось, что это постановление правительства Санкт-Петербурга вообще не предусматривает продажу горячих безалкогольных напитков — чая, кофе, горячего шоколада — с автотранспортных средств. В общем, мы не попали ни в один закон и отовсюду нам просто приходили ответы, где перечислялись все имеющиеся на эту тему документы. Все сопровождалось комментарием «вас в них нет, и мы вообще не знаем, что делать». Потом создали новую программу — Постановление правительства Петербурга № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена». По ней вообще без разницы, где и что продавать, главное — согласовать место с районом. После того как администрация района дает подтверждение, ты можешь брать этот участок в аренду у КУГИ.
«Оказалось, что постановление правительства Санкт-Петербурга не предусматривает продажу горячих безалкогольных напитков с автотранспортных средств»
До 1 марта, как и положено, мы подали в администрацию Центрального района заявку на одиннадцать мест, в ответ пришел отказ по всем заявкам, разумеется, без объяснения причины. Нам удалось попасть на заседание, где губернатор отвечал на вопросы петербуржцев. Мы передали ему вопрос о том, как справиться с нашими проблемами: имиджевый для туристического города проект невозможно продвигать из-за бюрократии. Мы даже денег не просили, у нас все готово, просто нужна возможность работать. Это очень развито за границей, а у нас востребовано, но ничего не делается. Естественно, на самом заседании до нашего вопроса очередь не дошла. В итоге один из сотрудников прорвался к Полтавченко и отдал запрос лично в руки. Позднее мы увидели нашу записку с резолюцией: «Вопрос решить и разобраться». Потом пришло письмо из комитета по экономической политике и стратегическому планированию о том, что наш продукт не предусмотрен в программе продажи с автомобилей, поэтому комитет будет вносить поправки. Но это идет уже полтора года. После того как мы начали обращаться непосредственно в районы, нас стали посылать обратно в КЭРППиТ. Единственный комитет, который нас поддержал, — это комитет по культуре. Там написали в поддержку проекта письма во все профильные ведомства, чтобы нас приглашали на районные праздники. Чиновники всего боятся. Они настолько погрязли в антикоррупционной борьбе, что, например, в коридоре глава района нам говорит, что проект отличный, но просит никому его слова не передавать — боится, что его уличат во взяточничестве и пристрастности. Вообще, они имеют право дать нам возможность запуститься как пилотный проект для изучения спроса потребителя. Но они боятся: говорят, что первый, кто их обвинит в нечистоплотности, — это их же замы. Они трясутся за свое место, но на самом деле никто ни за что не хочет отвечать. Все ждут указания свыше. Мы уже написали в приемную президента. Из приемной президента наш запрос перенаправили в приемную по Санкт-Петербургу, из приемной президента по Санкт-Петербургу отправили губернатору, губернатор отправил в КЭРППиТ, а КЭРППиТ нам написал недавно письмо, что никаких заявок на изменение не поступало. То есть два года нашей работы просто растворились. Зато уже есть рынок услуг. Например, есть коммерческие компании, которые каким-то образом легко проходят все круги ада согласований с инстанциями и берут места в аренду у КУГИ. А потом сдают их в субаренду тем же торговцам булочками. Нюанс в том, что субаренда обойдется от 30 до 300 тысяч в месяц за место в центре города. Хотя напрямую через КУГИ — это на порядок дешевле.
«В коридоре глава района нам говорит, что проект отличный, но просит никому его слова не передавать — боится, что его уличат во взяточничестве и пристрастности»
Все чиновники говорят, что вводят упрощения, но это все только на словах. Передвижную торговлю едой и напитками в город, особенно в центр, просто так не пустят. У меня есть письмо и КЭРППиТа, где на двух листах расписано, какие чудесные есть законы, а в конце приписка, что вообще никаких изменений не предусмотрено. И все. А когда все сдвинется с мертвой точки, неизвестно.

Виктор Бочаров, Екатерина Савченко

Маша Решетникова

Создатели проекта do Sosiski

Повар «БутерБро» и «Дары природы»

Концепция проекта do Sosiski — сосисочная тележка, которую придумали, спроектировали и создали мы сами. У нас дружественные отношения с клубом «Воздух» и баром The Hat. В обоих случаях при заведениях нет кухни, и это своеобразный симбиоз, от которого удобно становится всем. Мы предлагаем нашим гостям самим собрать хот-дог по своему вкусу. Так как все ингредиенты для наших хот-догов изготавливаются по нашим рецептам и под нашим контролем, но на профессиональных производствах, с сертификатами на продукцию проблем нет. А вот получить разрешение на нестационарную торговлю в центре Петербурга практически невозможно, поэтому нам приходится подходить к процессу креативно. В нашем городе нет законодательной базы для уличной еды. Никого не интересует, как ты будешь работать, насколько ответственно относишься к процессу и соблюдаешь нормы. Практически во всех городах мира стрит-фуд давно стал нормой и неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Но для наших властей уличная торговля — это что-то непонятное и потому страшное. Нам бы очень не повредила поддержка малого бизнеса со стороны города, и мы с завистью смотрим на Москву, где, насколько мы знаем, с недавних пор стало возможным получить лицензию и спокойно работать. Накануне саммита G20 к нам, например, пришли сотрудники полиции и в грубой форме попросили уйти с улицы.
В отличие от Петербурга в Москве есть одно существенное ограничение: нельзя поставить тележку или фургон на улице. Такая штука, как, например, do Sosiski, вообще невозможна, к ним придут сразу же. Так было с La Charette французов Венсана и Джонатана: они вышли печь блины за free donation (то есть вообще без разрешений, оформление ИП и прочего) с самодельной тележкой. Через день пришла полиция, все свернула, пошли слухи, и лично Капков дал им место в саду «Эрмитаж». Если что-то где-то стоит, то наверняка у продавцов есть зафиксированное договором место. Все новые проекты появились в парках, потому что с ними заключить договор на стоянку значительно проще. С документами все, конечно, нелегко. Но вот буквально за лето появились в парке Баумана фургон Durum Durum и филиал кафе The Hummus. Им администрация парка пошла навстречу, потому что ей так или иначе нужно решать вопрос с питанием в парке и отчитываться перед начальством. Кроме прочего, конечно, активно и давно существуют сети «Буфет Метро», Sybilla — про них я не очень осведомлена. Я работаю в вагоне «Дары природы» и «БутерБро», у нас более профессиональная кухня, но не рассчитанная на превращение в успешную франшизу. Сейчас есть мода на маленькие проекты, которые скорее не столько бизнес, сколько фан. Они были в больших количествах представлены на «Городском маркете еды» в рамках праздника «Афиша-Еда». Готовят люди, получают удовольствие, их зовут на всякие маркеты и мероприятия. Это как-то двигает московский стрит-фуд.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.