Как территория завода на шоссе Революции превращается в крупнейший музей стрит-арта
В выходные в Музее стрит-арта на шоссе Революции прошла первая публичная экскурсия. «Бумага» рассказывает, что можно увидеть в заводских зданиях уже сейчас и как начинались работы по созданию самого масштабного собрания стрит-арта в Европе.
Впервые информация о музее, который должен расположиться на территории Завода слоистых пластиков, появилась в ноябре 2012 года. Тогда организаторы сообщили, что Музей стрит-арта уже зарегистрирован в Минюсте. Под графику отвели наружные и внутренние поверхности зданий, располагающихся на территории завода. Общая площадь, выделенная под музей, составляет несколько десятков тысяч метров.
Вместе с работами по размещению стрит-арт-объектов идет реконструкция закрытых помещений музея: по плану там будет находиться коворкинг, арт-центр, кафе и несколько залов для культурной программы музея. Сейчас команда музея проводит в городе открытые лекции на тему уличного искусства. Открытие самого музея запланировано на 2015–2016 год. Пока же вход на территорию осуществляется по пропускам, а организаторы заранее сообщают о дате экскурсии. В мае планируется провести две экскурсии, еще порядка четырех пройдут в июне. Музей стрит-арта принимает участие и в параллельной программе биеннале современного искусства Manifesta 10, которая начнется в Петербурге 28 июня.
Михаил Астахов, один из организаторов Музея стрит-арта
— Нужно понимать, что музей для нас — это не мумификация. Нет. Здесь для нас важна смысловая связь с музами, с творческой средой, важна идея концентрации творческого начала уличной культуры, возможность собрать в одном месте энергетику, которая во всем этом живет. Это не развалины стрит-арта, мол, полюбуйтесь, как это делали двести лет назад.

Стрит-арт-культура всегда возникает на разломе между обществом и художником. Есть исследования, в которых граффити располагается на шестом месте по степени раздражения в урбанистической среде. Давки, пробки, а на шестом месте — граффити. Почему люди его ненавидят? Потому что чувствуют энергию.

Стрит-арт — это борьба с язвами общества, а музей — это словарь-переводчик этой борьбы. Мы создаем мост общения и за счет площадей, которые находятся в нашем распоряжении, можем создать большую энциклопедию.

Мы живем в историческое время, поэтому сюда будут приходить, чтобы увидеть живое пространство, аккумулировавшее очень много вызовов и энергии, в очень драматический и важный исторический момент, субъектами которого мы являемся.
Как начинались работы по созданию музея. Середина декабря 2012 года. Фото: Юрий Гольденштейн / «Бумага»
Roman Kreemos, художник, автор объекта «Бог за работой»:
— Для меня работа в музее — это выход на новый уровень. Прежде я не делал таких больших картин. Любопытно было работать на искаженной поверхности — порой даже приходилось ставить проектор, чтобы правильно скомпенсировать искажения стены и чтобы из одной точки все смотрелось так, как задумывалось, тем более что у меня не абстрактная картина, а нарративная.
Паша Wais, художник, автор объекта «Триптих»:
— Судя по тому, что рассказывают организаторы музея, это пространство должно переплюнуть даже московский «Винзавод», оно будет более насыщенным и интересным для художников.

В России современного искусства в принципе нет, его нужно развивать, поэтому хорошо, что организаторы делают какие-то шаги в этом направлении. Может быть, подобный проект поможет мировоззрению наших людей перестроиться на европейский и американский манер. Когда я рисую в Европе, ко мне порой подходят бабушки по восемьдесят лет со словами: «Это очень здорово, что ты рисуешь», они наблюдают и интересуются. А у нас ты рисуешь стенку, а у тебя за спиной бабушка нашептывает: «Лучше бы шел домой и делом занялся». У нас граффити — это баловство, вандализм.

Стрит-арт — это уличное искусство, я разрисовываю вагоны, мои друзья забираются в шахты метро и рисуют там, но есть и другая сторона вопроса — галерейная, коммерческая. Это очень круто, когда ты своим делом можешь еще и зарабатывать.
Музей стрит-арта в конце апреля 2014 года. Фото: Егор Цветков / «Бумага»
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.