Как попасть в городские особняки, большинство которых не являются музеями, увидеть сохранившиеся со времен Российской империи интерьеры и узнать истории аристократических семей, владевших этими роскошными зданиями?
«Бумага» выбрала десять петербургских дворцов и особняков, по которым водят интерьерные экскурсии.
Особняк Брусницыных
Особняк на Васильевском острове был построен во второй половине XIX века для владевших кожевенными производствами купцов братьев Брусницыных. Прежде на этом месте находилось здание, выстроенное неизвестным архитектором еще в 40-е годы. Особняк ни разу не был на реставрации, так что сохранность интерьеров, не изменившихся с XIX века, далека от безупречной.
Особняк Кёльха (Дом юриста)
Нынешнее здание появилось в конце XIX века на месте барочного особняка сына греческого консула. Фасад строения выполнен в стиле французского ренессанса, у дворового флигеля готические черты, а конюшни выстроены в стиле модерн. После революции в особняке размещалось первое в мире кинематографическое учебное заведение, во время войны часть здания с интерьерами и левым эркером были утрачены.
Особняк Авроры Шернваль (Дом композиторов)
В начале XIX века особняк перестроили по проекту владевшего им прежде архитектора Монферрана для горнозаводчика Павла Демидова вскоре после женитьбы последнего на Авроре Шернваль. В оформлении интерьера впервые использовался малахит, добытый на одном из рудников Демидова. В конце XIX века, когда особняком владела Вера Гагарина, здание частично перестроил архитектор Штром.
Дом купцов Елисеевых
Изначально знаменитым купцам принадлежал только нижний этаж здания, где располагалась лавка и контора, однако затем Елисеевы приобрели всё здание, а вместе с ним и еще несколько построек на Васильевском острове. С начала ХХ века в особняке размещается оптический институт (ныне — Университет ИТМО), а вместе с интерьерной экскурсией горожане осматривают выставку световых инсталляций и голограмм Magic of Light.
Владимирский дворец (Дом ученых)
Дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, построили во второй половине XIX века на месте французского посольства. В этом здании, выполненном в духе венецианского палаццо, когда-то висела картина Репина «Бурлаки на Волге». После свадьбы Владимира Александровича и Марии Павловны хозяйка особняка неоднократно меняла его интерьеры и занималась переустройством дворца.
Особняк Варвары Долгоруковой
Особняк в стиле позднего классицизма на Литейном проспекте был построен в 40-е годы XIX века для Бориса Голицына. В здании часто устраивались официальные приемы (во времена, когда особняком владел статский советник Любимов, сюда приезжал даже император Николай II) и литературные вечера. Интерьеры во многом были утрачены после революции, когда здание переделывали под коммунальные квартиры.
Юсуповский дворец
Дворец на набережной реки Мойки был куплен и перестроен Юсуповыми в 1830 году, хотя строение на этом участке появилось еще в XVIII веке. Новый дворец стал намного больше предыдущей постройки. В дальнейшем особняк семьи, сыгравшей ключевую роль в истории Российской империи начала ХХ века, многократно модернизировался и теперь считается чуть ли не главной в городе «энциклопедией» аристократического интерьера.
Литейный дом княгини Юсуповой
Особняк в стиле итальянского Возрождения с элементами барокко был построен для Зинаиды Юсуповой в середине XIX века. По легенде, дом Пиковой дамы Пушкина списан с этой постройки. Последним владельцем особняка был Феликс Юсупов, участник убийства Распутина. После революции там, например, размещался театр пародии «Кривое зеркало». Сейчас в здании располагается Институт внешнеэкономических связей.
Особняк фон Дервизов
Нынешнее здание появилось на месте посольства Великобритании в 1898 году. Его построили в самом конце XIX века для железнодорожного магната фон Дервиза, владевшего многими участками на Английской набережной и Галерной улице. В 1904–1917 годах особняк, интерьеры которого до сих пор прекрасно сохранились, принадлежал великому князю Андрею Владимировичу. Сейчас по этому адресу располагается музыкальный театр «Санкт-Петербург Опера».
Николаевский дворец (Дворец труда)
Дворец, построенный в середине XIX века в стиле итальянского ренессанса по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, предназначался для младшего сына Николая I, тоже Николая. После смерти великого князя здание приспособили под Ксенинский институт благородных девиц, а после революции оно стало называться Дворцом труда — там разместились профсоюзы. Сейчас здание частично сдается в аренду.