«Я купился на рекламу, но это было ошибкой»: как жители Славянки стоят по утрам в пробках и ездят на флюорографию в Петербург

Жители нового микрорайона Славянка каждое утро стоят в очереди, чтобы сесть в маршрутку и проводят час в пробке, чтобы добраться до метро. В детсадах не хватает мест, и детей приходится возить в Пушкин, но Славянка продолжает заселяться.

Как 30 тысяч человек живут без поликлиники, почему выезжать в школу нужно за два часа и решат ли когда-нибудь в Славянке проблему с пробками — в материале «Бумаги».

Утро в Славянке

В 9 утра на остановке всё еще людно, хотя основной поток уже схлынул. Вдоль Ростовской улицы, которая проходит через всю Славянку, стоят человек пятнадцать. Женщина в серой куртке то и дело выходит на проезжую часть: посмотреть, не едет ли маршрутка. Наконец подъезжает сероватый «пазик». Люди, торопясь, заходят в автобус, жадно ищут глазами свободные места, маршрутка быстро забивается. Мальчик в синей шапочке тянет маму к двери: «Мам, пошли!». Она отвечает: «Давай подождем следующего».

По дороге в Купчино маршрутка стоит в пробке. В «разговорчиках» в приложении «Яндекса» спрашивают: «Ну и что там впереди?». А впереди — Московское шоссе, густо закрашенное на карте красным. За окном — поле, редкие новостройки, голые деревья и снег. По обочине идет молодой человек с велосипедом. Он обгоняет автобус и сворачивает куда-то влево.

— Сколько ехать до Купчина? — спрашиваю я у девушки, стоящей рядом и листающей ленту инстаграма. — Вообще, 15 минут, — говорит она, ухмыляясь. — Но это если без пробок.

Спустя долгих 45 минут автобус наконец останавливается у станции метро «Купчино». Двери открываются, и толпа бойко вываливается из маршрутки, чтобы дальше спуститься в метро или пересесть на другой автобус.

Очереди к маршруткам и романтика в пробках

Район Славянка, растянувшийся вдоль Колпинского шоссе на территории в 220 гектаров, был сдан в 2014 году. Люди переезжали туда в поисках тихого, уютного жилья, где можно гулять с детьми и наслаждаться видом зелени и деревьев. В Славянке закупало жилье для военных министерство обороны. Там живет уже около 30 тысяч человек, и район продолжает заселяться.

Выбраться из Славянки можно двумя способами: либо по Московскому шоссе, либо через Пушкин. И тот, и другой путь по утрам превращается в настоящее испытание. С 7 до 9 утра, когда люди едут на работу или везут детей в садик, в Славянке собираются очереди на маршрутку, а с учетом пробок только дорога до метро отнимает около 50 минут.

Если ехать до Пушкина, то возникает другая проблема — железнодорожный переезд. По утрам электричка из Петербурга ходит примерно каждые 15 минут, и если переезд закрывают, то скапливается огромная пробка как в Пушкин, так и обратно.

— Я живу на Ростовской улице, — рассказывает Виталий, который переехал в Славянку два года назад вместе с семьей. — От дома до детского сада — 6 километров. Сегодня утром, чтобы преодолеть это расстояние, нам потребовался час.

До Пушкина Виталий доезжает на машине. На общественном транспорте, по его словам, добираться невозможно: «Людей слишком много. Школьники, дети, мамы — автобус забит битком». Прождать маршрутку можно около часа.

Остановка на маршрутку в сторону Купчина. Фото: Людмила Панюшева
Остановка на маршрутку в сторону Пушкина. Фото: Татьяна Трошина

— Транспорт подходит через 5–10 минут,  но он настолько забит, что влезть туда получается не у многих, — рассказывает местная жительница Татьяна, которая живет в Славянке с 2012 года. — Некоторые просто идут пешком до электрички, а это около двух километров.

Идти при этом приходится вдоль Колпинского шоссе.

— Люди становятся агрессивными, — описывает свое утро Екатерина — собеседница «Бумаги», которой жилье в Славянке досталось от Минобороны. — Все орут, матерятся, чуть ли не за волосы друг друга вытаскивают из этих автобусов. Когда закрываются двери, маршрутка набита битком. Двери выгибаются наружу, потому что там стоит человек. Но по пути автобус останавливается и набирает еще пассажиров.

Еще один местный житель — Сергей, который переехал в Славянку, чтобы воспитывать детей в лучших условиях, рассказывает, как весной пассажирка потеряла сознание в автобусе из-за духоты. Как отмечает Сергей, в итоге эта история обернулась романтическим знакомством: «Началась паника, водитель съехал на обочину и хотел ее выгрузить на улицу. Но в автобусе был молодой эмчээсник, он взял девушку на руки, пересадил на другое место, где была небольшая тень, и всю дорогу приводил ее в чувство: поил водой, махал веером. На остановке они вышли вместе.

«Растить детей тут одно счастье»

Славянка застроена невысокими домами, в каждом дворе есть новая детская площадка с горками, песочницами и деревянными скамейками. Даже в снежный ноябрьский день там можно увидеть десятки молодых мам с колясками и маленькими мопсами и чихуахуа. На балконах стоят велосипеды и «ватрушки», на окнах висят кружевные занавески, кое-где приклеены игрушки в виде божьих коровок и пчелок.

В Славянке есть магазины, кафе, аптеки. «Можно не выезжать вообще», — говорит Екатерина. В выходные она часто остается дома, потому что, чтобы доехать до центра, нужно потратить больше часа.

«В районе Славянка ГК „Балтрос“ реализовала свои представления о комфортном, современном и функциональном городском районе. Этот район стал для своих жителей приветливым, уютным и по-настоящему родным», — так описывает Славянку застройщик. Однако местные жители с этим вряд ли согласятся.

Виталий купил в Славянке трехкомнатную квартиру площадью 90 квадратных метров — почти в два раза больше, чем его жилье в Колпине. Квартира, где он живет с женой и двумя дочерьми, обошлась ему в 5,7 миллиона рублей. «В рекламе говорилось, что растить детей тут одно удовольствие, — рассказывает Виталий. — На самом деле это не так. Я купился на этот рекламный ход, но это было ошибкой».

Очереди в детские сады и флюорография в Пушкине

Проблема Славянки не только в пробках. Транспортную проблему усугубляет инфраструктурная: району не хватает школ, детских садов, почты. Кроме того, в Славянке нет своей поликлиники.

— Для обследования приходится обращаться к специалистам по всему Пушкинскому району и даже в Петербург, — говорит Татьяна. — Чтобы сделать элементарную флюорографию, жителей Славянки гоняют то в Павловск, то в Пушкин.

На сайте застройщика говорится, что в Славянке построено семь детских садов, по одному в каждом квартале, и три общеобразовательных школы. Жителям обещают, что все детские учреждения находятся в шаговой доступности, а время в пути не будет превышать пяти минут. В реальности мест в детских садах и школах не хватает, детей приходится возить за несколько километров от дома. Сергей, у которого в этом году родился ребенок, рассказывает, что в очереди в детский сад они уже 220-е.

— Тут много драм с местами в садах, — рассказывает Татьяна. — У кого-то один ребенок получает место в один сад, второй в другой. С такой транспортной обстановкой это крайне нелегко. Многие дети сидят дома, так как у родителей нет возможности их возить.

Одна из историй многодетной семьи, живущий в Славянке, выглядит так: двое детей ходят в детский сад в поселке Детскосельский — через дорогу от Славянки, еще один — в Славянке. Старшие учатся в Пушкине, они выходят из дома в 7:10, чтобы к 9:00 быть в школе.

Полсотни тысяч жителей без поликлиники

По оценке застройщика, в итоге население Славянки достигнет 50 тысяч. Почти такое же количество человек живет в Красном Селе. При этом детям военных, получивших квартиры в Славянке от Минобороны, места в образовательных учреждениях по закону достаются в первую очередь. Люди, которые сами купили квартиры, в основном вынуждены возить детей в соседние населенные пункты — например, в Пушкин. Из четырех местных жителей с детьми, опрошенных «Бумагой», только семья военных смогла без проблем устроить ребенка в детский сад около дома.

— Печально то, что транспортная проблема Славянки в ближайшие пять лет минимум точно не решится: денег в бюджете нет, приоритеты политики городских властей расставлены явно не в пользу жителей Пушкинского района, — рассуждает о проблеме координатор движения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев. — Ситуация в таком варианте может только ухудшиться с вводом в эксплуатацию и строительством новых домов. Не говоря уже о возможном утверждении новых проектов масштабной застройки в перспективе.

Школу на пересечении Колпинского шоссе и Промышленной улицы построят к концу 2018 года. Поликлинику для детей и взрослых, пишет «Фонтанка», придется ждать еще как минимум три года.

В комитете по развитию транспортной структуры говорят, что в будущем планируют построить дорогу в обход Пушкина. Проект стоимостью около 7 миллиардов рублей собираются реализовывать после 2029 года.

Некоторые жители уезжают из Славянки, не дождавшись решения транспортной проблемы. Виталий рассказывает, что уже несколько его знакомых продали свои квартиры или сдают их. «Пока я ребенка вожу в сад, — говорит Виталий. — Но скоро придет время идти в школу, и если нам скажут, что наше место в Питере или Пушкине, то придется принимать кардинальное решение».

Между тем Славянка не единственный район, который испытывает подобные проблемы. В начале ноября подписи под обращением к губернатору собирали жители соседнего поселка Ленсоветовский. Жители Славянки в беседе с «Бумагой» рассказали, что там ситуация с инфраструктурой и пробками «еще плачевнее».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.