2 октября 2017
«Это альтернатива принтам из IKEA»: почему 3 тысячи петербуржцев пришли на ярмарку современного искусства и потратили 3,5 миллиона рублей

В петербургском Музее стрит-арта прошла ярмарка современного искусства Sam Fair: два дня там продавали работы 150 российских художников стоимостью от 500 рублей.

Эта ярмарка — самая масштабная среди тех, что проходят в Петербурге с начала 2017 года: на нее пришли 3 тысячи человек, а сумма продаж составляет примерно 3,5 миллиона рублей.

«Бумага» узнала у куратора Sam Fair Лизаветы Матвеевой, почему такие ярмарки набирают популярность и кто приходит покупать работы современных художников в Петербурге.

Лизавета Матвеева

Куратор ярмарки Sam Fair
в Музее стрит-арта

— В январе-феврале 2017 года мы с друзьями из «Север-7» (петербургская группа художников — прим. «Бумаги») стали ежемесячно организовывать маленькие ярмарки на разных площадках. Нам тогда просто хотелось «выйти в народ», переключиться на большие площадки и привлечь широкого зрителя. А в итоге — ярмарка за ярмаркой — формат стал достаточно популярен в Петербурге.

Всё это время команда Музея стрит-арта вынашивала идею большой ярмарки, на которой могли бы продаваться работы не только галерейных, но и уличных художников. В этом году меня пригласили курировать проект — и мы вместе сделали ежегодную ярмарку Sam Fair.

Формат ярмарки — новый для Петербурга. Такого рода мероприятия проходят в основном в крупных городах, где есть люди, готовые и способные покупать искусство. Петербург же в этом отношении город маленький, у нас количество серьезных коллекционеров минимально. Из-за этого, на мой взгляд, набирают обороты «ярмарки снизу» и самоинициированные проекты.

К сегодняшнему дню опробовано много форматов: выставки, фестивали, показы, а ярмарок практически не было. Это что-то новое и не исследованное ни художниками, ни широкой публикой.

На ярмарке Sam Fair мы хотели предоставить художникам шанс выступить для широкой публики, а посетителям — узнать о не самом популярном срезе культуры.

Купить работы художников можно было по достаточно низким для искусства ценам: от 500 до 30 тысяч рублей. Это очевидная альтернатива принтам из IKEA, которые все покупают себе домой вместо того, чтобы взять эксклюзивную работу молодого автора за те же 1500 рублей.

Из-за установленного ценового диапазона отпала крупноформатная живопись, большие скульптуры и подобное (самым дорогим проданным объектом в итоге стала скульптура Сергея Карева: так как политика ярмарки ограничивала стоимость произведений 30 тысячами, художник выставил ее на стенд для красоты, но коллекционер Ульви Касимов заметил работу и купил за 350 тысяч рублей — прим. «Бумаги»).

В SAM Fair участвовали более ста художников. Хедлайнерами были художники Олег Кулик, Андрей Бартенев и Иван Горшков, которые продаются в коммерческих галереях за большие деньги. Помимо них на ярмарке появился большой пул уличных художников, что обусловлено спецификой самого музея, а также множество петербургских и региональных коллективов.

У Олега Кулика, например, были очень классные скульптуры в духе соцреализма, но с долей критики: Ленин у него изображен как Голлум из «Властелина колец», а Сталин шагает на вилках-костылях. Петербургский коллектив BZMST привез гроб, в котором они «хоронили» искусство в пространстве «Тайга», и дали любому посетителю сделать там фото, которое потом можно было купить.

Тематика выставки практически ничем не ограничена, кроме ценового диапазона. Мы старались призвать художников показать зрителям разнообразные направления, стили и образы.

Каждый желающий смог лично пообщаться с художниками. Аудитория ярмарки достаточно широкая: это молодые люди от 20 до 35 лет, которые уже привыкли ходить по выставкам и обладают некой «насмотренностью». Мы дали им возможность купить доступное искусство.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.