Учат дома: истории родителей, которые решили забрать детей из школы
Домашнее образование в России чаще ассоциируется с проблемами со здоровьем у ребенка или же дореволюционными традициями дворянских семей. Однако эта практика в США и Европе набирает популярность: родители все чаще сомневаются в состоятельности школьной системы образования и берут обязанности учителей на себя. «Бумага» поговорила с тремя петербургскими семьями, которые решили перевести своих детей на семейное обучение, и выяснила, чем оно лучше школьного.
Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
 
В прошлом году в Университете Невады на TEDx выступил тринадцатилетний Логан ЛаПлант, который рассказал, как хорошо не ходить в школу и кататься на лыжах. Видео об истории жизни подростка собрало более пяти миллионов просмотров. На своем сайте Логан позже написал: «Я думал, оно наберет что-то вроде 1000 просмотров. Ой, кажется, надо было подстричься. Живи и учись». Когда Логану было девять лет, его родители приняли решение учить ребенка дома. Позже мальчик сам вывел восемь составляющих счастливой жизни (спорт, правильное питание, время на природе, сотрудничество и помощь, отношения, развлечение, отдых и духовное развитие) и придумал свое определение идеальному образованию, назвав его hackschooling, в котором гармонично сочетаются забота о здоровье с творчеством, практическими занятиями и самостоятельным обучением. Он пишет эссе, вдохновляясь выступлениями сэра Кена Робертсона (писатель и эксперт в области образования, также участник TEDа, чье выступление «Как школа убивает творчество?» набрало более 27 миллионов просмотров), изучает физику, строя со своими друзьями увеличенную копию установки с шарами Ньютона, а в историческом контексте разбирается, играя на сцене Аль Капоне или Боба Марли, попутно отвечая на вопросы о жизни своего персонажа.
Посещение фабрики по пошиву одежды для лыжников вдохновило меня начать свой бизнес. Ребята с фабрики рассказали мне, зачем я должен хорошо владеть математикой, быть творческим и уметь шить. Сейчас я начал понимать, чем хотел бы заниматься. Но если вы спросите, кем я хочу быть, когда вырасту, то знайте: когда я буду взрослым, я хочу быть счастливым
Логан ЛаПлант, из выступления «Hackschooling Makes Me Happy»
.
Первое место по количеству родителей, придерживающихся принципов домашнего образования, занимает США: около миллиона семей отказываются от школы и обучают детей самостоятельно. Подобная система также популярна в Канаде и Великобритании. В некоторых странах образование на дому полностью запрещено — например, в Швеции, а в Германии и вовсе попытка родителей обучать детей самостоятельно карается штрафами и дает право соцработникам забирать ребенка из семьи. В России при подготовке нового закона об образовании, которая началась еще в 2009 году, в первой рабочей версии документа возможность обучения вне школы была исключена. Тогда российские семьи, возмущенные тем, что они не смогут продолжить обучать своих детей на дому, добились общественного обсуждения закона. Активную роль в этом сыграли и общественные организации, в частности, МОО «За права семьи». К министру образования Андрею Фурсенко обратилась даже американская Ассоциация по защите прав сторонников семейного образования с просьбой вернуть положение о домашнем обучении. В современном законе «Об образовании», вступившем в силу 29 декабря 2012 года, вместо «экстерната» («экстернат» остается только как форма сдачи аттестаций) вводится понятия «очная», «очно-заочная» и «заочная» формы, а также обучение вне организаций — «семейное образование» и «самообразование». Дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестации.
Елена Казакова, доктор педагогических наук:
— У хорошего домашнего обучения ровно такие же плюсы, как у хорошего школьного, среди которых — самоуважение, умение и желание учиться, ответственность, инициатива, увлеченность образованием, умение преодолевать трудности, хорошая компания. У плохого домашнего обучения те же недостатки, что и у плохого школьного. Думаю, что речь должна идти о школах новой природы, когда-то их описывали братья Стругацкие (например, в начале романа «Трудно быть богом»): когда дети учатся в школе под руководством учителя, который помогает им выбрать маршрут обучения, найти нужные источники информации, обсуждает выполненные работы; большую часть учебной работы дети делают сами (дома или нет — не принципиально). В этой школе будут исследовательские лаборатории, проектные группы, художественные студии, спортивные секции, много театра, страстные дебаты о прочитанном; много танцев, музыки, — вообще, все это в пространстве веселой увлеченной совместной жизни, разделяемой ими со сверстниками, старшими и младшими друзьями, родителями.
Думаю, что речь должна идти о школах новой природы, когда-то их описывали братья Стругацкие (например, в начале романа «Трудно быть богом»): когда дети учатся в школе под руководством учителя, который помогает им выбрать маршрут обучения
Елена Казакова
Согласно закону, родители, которые решают самостоятельно учить детей образовательной программе, должны оформить договор со школой, учителя которой впоследствии будут проверять подготовку детей. Несмотря на законы, защищающие права «семейников», одной из главных проблем родителей по-прежнему остается поиск школы, которая бы согласилась на подобную систему образования, еще не прижившуюся в России. Чаще всего навстречу идут частные школы. Если договор заключен, то ученик, обучающийся в семье, ежегодно проходит аттестации у учителей. Например, в частной школе «Ювента» тестирование по основным предметам — математике, русскому и иностранному языкам — проводится раз в три месяца, по остальным предметам — раз в полгода.
Светлана Титова, заместитель директора частной школы «Ювента»:
— В нашей школе есть один ребенок, который занимается образованием полностью самостоятельно, с мамой, и приходит только на тестирование. Педагоги относятся к такой форме обучения нормально. Почему бы и нет? Все зависит от самого ребенка, от его способностей, дисциплинированности, от той семьи, в которой он воспитывается, от того, какие цели преследуют родители. Например, наш ученик даже закрыл одновременно 5 и 6 класс в этом году. Социализация ребенка при такой форме обучения уменьшается практически до нуля, что очень плохо. Если ребенок совершенно здоров, не имеет никаких противопоказаний посещать школу, то социализироваться ему нужно обязательно. С домашним обучением получается такая ситуация. В основном родители самостоятельно обучают ребенка до 5–8 класса. За школьника 9–11 классов «берутся» очень немногие родители, потому что подготовить к ГИА и ЕГЭ достаточно трудно. Ребенок начинает ходить в школу, и тогда возникают проблемы со сверстниками, потому что время социализации уже потеряно.
Социализация ребенка при такой форме обучения уменьшается практически до нуля, что очень плохо. Если ребенок совершенно здоров, не имеет никаких противопоказаний посещать школу, то социализироваться ему нужно обязательно
Светлана Титова
Еще несколько лет назад родители, которые задумывались о внешкольном образовании, не знали, куда им обратиться за рекомендациями, и черпали опыт из форумов и иностранных изданий. Сейчас российская система семейного обучения уже более развита: появились специализированные сайты с аналитическими материалами, различные платные проекты, которые переводят детей на самообразование и, конечно, сообщества родителей, благодаря которым семьи могут кооперироваться и учить своих детей сообща.
 

Семья Геда

В 2006 году Наталья Геда, активистка общественной организации «За права семьи», в прошлом учительница русского языка и литературы, столкнулась с проблемой: она отдала сына в садик, он стал часто болеть, и из-за проблем со здоровьем встал вопрос, можно ли вообще идти в школу — врачи настоятельно рекомендовали перевести мальчика на семейное обучение. У дочки, которая переходила из начальной школы в среднюю, возникли проблемы с освоением программы, и ее пришлось перевести на экстернат. Несколько лет спустя Наталья решила создать страничку в ЖЖ и затем группу «ВКонтакте», чтобы рассказывать обо всех трудностях семейного обучения, с которыми ей самой пришлось столкнуться. Когда родителей, выступающих за семейное образование, стало больше, они организовали клуб при 277-й школе, через который за эти четыре года прошли сотни родителей.
 

Наталья Геда

МОО «За права семьи»

— У меня была очень простая методика, которой я до сих пор делюсь с родителями. Пока ребенок маленький, его нужно приучить к постоянному чтению: для него это должно быть так же естественно, как и бежать. Чем больше ребенок читает в этом возрасте, тем лучше будет складываться его образовательная карьера. Основное в этом возрасте — воспринимать входящую информацию и выдавать ее обратно в разном виде: это и заучивание наизусть, и подробный пересказ, и сжатый пересказ. Наладить постоянную коммуникацию и обмен информацией с ребенком — это самое важное. Параллельно с этим должно быть обучение письму, которое, в свою очередь, делится на собственно письмо и каллиграфию. Каллиграфия — это искусство, терпение, развитие мелкой моторики. Математика не была связана с какой-либо программой. Главным было заниматься «живой» математикой: мы выходили на улицу и считали, сколько птиц сидит на ветке, сколько шагов надо пройти. Надо было сделать так, чтобы ребенок сразу начал считать в уме, а не палочками.
Объяснение в домашнем обучении не является центральным элементом. Для чего нужна начальная школа как таковая, начальный период обучения? Для того чтобы ребенок научился учиться сам
С самого начала были все предметы: от ребенка никогда не скрывали, что нет никакого «природоведения» или «окружающего мира», а есть физика, химия, астрономия и так далее. С тех пор как он научился читать, ему стали доступны энциклопедии по всем этим предметам. Когда он пришел в конце учебного года и сдал аттестацию, учитель вышла и сказала: «Это пять. Ваш мальчик столько знает про минералогию». Сейчас такой номер не пройдет, учителя стали куда более требовательны в отношении школьной программы. Объяснение в домашнем обучении не является центральным элементом. Для чего нужна начальная школа как таковая, начальный период обучения? Для того чтобы ребенок научился учиться сам: получать информацию из разных источников, анализировать, задавать вопросы. Если мне не хватает знаний, я начинаю обращаться к специалистам, знакомым. Здесь нет преподавателя, который стоит у доски и все разжевывает.
Когда он пришел в конце учебного года и сдал аттестацию, учитель вышла и сказала: «Это пять. Ваш мальчик столько знает про минералогию»
Сын Натальи Иван сейчас перешел в восьмой класс. В этом году, считает она, аттестацию сдали слабо: всего лишь одна «пятерка» по программированию, а по остальным предметам «четверки». Помимо стандартной школьной программы, мальчик интересуется юриспруденцией, архитектурой, но пока главным увлечением остается программирование: сейчас он учится в Академии программирования для школьников при Политехе и, вероятнее всего, будет туда поступать после выпускного класса. Считается, что основная проблема обучения в семье — это отсутствие социализации. Об этом родителей предупреждают психологи и учителя. Однако, по мнению Натальи, проблема скорее надуманная, чем реальная, поскольку в семье ребенок приучается к общению более естественным образом. Школа, по мнению Натальи, — искусственный конгломерат, где дети контактируют только со своими сверстниками, а учителей воспринимают или как обслуживающий персонал, или как врагов. Домашние дети социализируются более естественно, постепенно выходя за рамки общения семьи и налаживая свои связи, думает Наталья.
 

Иван Маврин

Сын Натальи

— Мне идея школы, вообще, не слишком приятна. Хотя, по-моему, лучшим вариантом была бы институтская организация — лекции, а не уроки. С углубленным изучением нескольких предметов и базовым — остальных. Я не думаю, что могу дать достаточно объективный ответ о недостатках нынешней школы но, судя по тому, что я знаю, — это безразличие и даже озлобленность учителей. Думаю, это и является камнем преткновения, именно это и заставляет детей ненавидеть школу, а вместе с ней и знания. По одноклассникам я не скучал, так как никогда с ними не был знаком. А общаться предпочитаю с людьми старше меня — ровесники мне просто не интересны.
 

Семья Марининых

Два года назад Роберт Маринин перевел своего сына Тему на семейное обучение: в одиннадцать лет у ребенка произошла ломка голоса, начался резкий рост и мальчик стал часто болеть. Тогда учительница музыкальной школы, в которой занимался Тема, порекомендовала перевестись на домашнее обучение. Однако в школе навстречу семье не пошли, объяснив, что частые болезни — не слишком веская причина для перевода. Оставался вариант семейного обучения, но и с ним возникли проблемы: учителя и завуч никак не могли понять, зачем это нужно, и отказывались признавать, что такое право есть в уставе каждой школы и тем более в российской конституции. В итоге отцу с ребенком пришлось ждать несколько месяцев до заветного перевода. По словам Роберта, это время пошло на пользу, поскольку он успел подготовиться к тому, что ближайшие годы будет обучать сына самостоятельно.

Роберт Маринин

— Я взял на себя роль учителя русского, литературы, истории, английского, геометрии, физики. Даже физруком поработал! Конечно, повезло, что учителя были положительно к нам настроены. Они согласились брать промежуточные экзамены несколько раз в месяц за «спасибо» и коробку конфет. Замечательно сработала биологиня, которая стала заниматься по утрам с сыном биологией в школе и делала нам хорошую репутацию, ибо завуч постоянно вела подрывную работу против нас и несла смуту. Тут важная ремарка: СО — это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.
СО — это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость
Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале. СО — это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.
СО — это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь
В этом году сын Роберта Тема пойдет в школу, так как проблемы со здоровьем закончились и больше нет объективных причин учиться дома. Сам Тема пока не определил для себя однозначно, что лучше — школа или СО: по его мнению, общение с друзьями и учителями — это важный аргумент в пользу учебы в классе, однако некоторые предметы было бы куда интереснее изучать самостоятельно, не тратя времени на уроки.  

Артем Маринин

Сын Роберта

— Те, кто перешел на СО после нескольких лет в классе, пусть будут готовы быть белыми воронами и «аборигенами», они всегда будут объектами назойливых вопросов, так как для многих такая форма обучения неведома. Школа — это место, где усиленно пишут SMS на уроке и очень, очень не любят учителей. Это институт взаимоотношений и дипломатии, вот так скажу. Ну а еще здесь структурированно дают (скорее разжевывают) знания по различным темам, которые трудно понять самому, например, алгебру или в будущем химию. Остальное факультатив, по сути, который можно изучать и дома вплоть до университета.
 

Семья Агеевых

Оксана Агеева — мать пятерых детей. О возможности семейного обучения она узнала на форуме от одной женщины, которая переехала в Америку и начала учить своих детей дома. Сама же Оксана задумалась о такой форме, когда ее старшая дочь пошла в первый класс. Отсутствие дисциплины, медленный темп освоения программы, постоянный крик учителя, ранние подъемы, плохая еда в столовой заставили вспомнить рассказ женщины с форума. Поэтому, когда пришло время отправлять сына в школу, Оксана серьезно задумалась о СО. Она стала искать информацию в интернете и вышла на сайт педагога Игоря Чапковского и его жены Валентины «Семейное образование», где они подробно описывали, как обучать ребенка дома. В итоге Оксана решила не отдавать в школу сына, а потом оттуда забрала и дочь, когда та попросилась учиться дома. Старшая дочь любит музыку и занимается ей с пяти лет. Старший сын учится в художественной школе, занимается плаванием, увлекается радиоэлектроникой, рыбалкой и фотографией. Младший увлечен географией и картографией, Оксана с мужем шутят, что он их живой навигатор, — может изучить досконально весь город, лишь проведя несколько часов перед картой. Еще он любит биологию и мечтает стать врачом. Средняя дочь читает много книг, успешно занимается музыкой и пишет свою. Младшая еще дошкольница, пока умеет читать и считать, пишет смешные сказки печатными буквами.  

Оксана Агеева

Мать пятерых детей

— Всем предметам, кроме английского, учила я сама. Английскому первый год детей учила приглашенная девушка-репетитор. Потом мы стали справляться и с этим предметом самостоятельно. Впоследствии к обучению присоединялись и младшие дети один за другим, начиная с дошкольной подготовки. А в этом году старшая окончила школу, получив аттестат с отличием. Сейчас мы придерживаемся программы, для того чтобы быть уверенными, что дети знают все, что полагается в данном классе, что они могут успешно сдать аттестации по всем предметам. Но обучение при этом мы осуществляем по самым лучшим и интересным пособиям, о которых удается узнать, а узнав, приобрести. Мы также используем различные ресурсы интернета и приложения для планшета. Я не боюсь заменять штатный учебник, положенный по программе, стопкой других книг. Программ для дошкольного обучения в России пока нет, вот в Штатах их множество. Нам еще есть куда расти в этом отношении.
Сейчас мы придерживаемся программы, для того чтобы быть уверенными, что дети знают все, что полагается в данном классе, что они могут успешно сдать аттестации по всем предметам. Но обучение при этом мы осуществляем по самым лучшим и интересным пособиям, о которых удается узнать, а узнав, приобрести
Минусы СО у каждой семьи могут быть свои. Это зависит от целей обучения, от потребностей семьи. Я пока увидела только одну (решаемую) проблему: детям нужно уметь показать свои знания другим людям в незнакомой аудитории и за строго определенное время. Мой сын мог дома решить почти любой пробник ГИА по математике дома почти без ошибок, на 5, редко на 4, а придя в школу, растерялся и написал его на 3. Теперь передо мной стоит задача тренировать детей быть уверенными и собранными на экзаменах. С различными бытовыми и другими организационными моментами вне дома дети справляются хорошо — практики больше. Не все школьники умеют записаться к врачу, самостоятельно оплатить какие-то счета в банке, договориться с людьми, купить себе одежду. Всему этому и многому-многому другому учат ребенка родители. Семейное обучение позволяет детям жить в большом мире, пока их сверстники собраны и заперты в учреждении с его звонками и правилами. Можно ходить по музеям и театрам, путешествовать, даже подрабатывать — все что угодно.