18 октября 2012

Как записать альбом
в коммунальной квартире

Петербургская инди-рок-группа «Мой Париж» в домашних условиях записала первый альбом «Я буду всегда с тобой». «Бумага» рассказывает, как, затратив минимум средств, записать свои песни и что может этому помешать, а также представляет интернет-релиз альбома.

Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»
За три месяца, с июля по сентябрь, пока создавался альбом, ребята воспользовались сторонним помещением для записи лишь однажды, в самом начале, когда необходимо было записать ударные для всех двенадцати песен: соседи по коммунальной квартире не вынесли бы шума ударной установки. Ударные — единственное, что снималось на студии, вокал и все инструменты — гитары, бас, клавиши, перкуссия, духовые — парни записывали дома.

Ударные — единственное, что снималось на студии: соседи по коммунальной квартире не вынесли бы шума ударной установки

У Антона Макарова, вокалиста группы «Мой Париж», в комнате коммуналки на Петроградской стороне есть всё необходимое: снаружи — добротный питерский трэш, шум соседей, плачущие дети, сумрак измалёванной парадной, внутри — своя домашняя студия звукозаписи, расположенная за стенкой, в одном из углов комнаты.
Антон Макаров, вокалист группы «Мой Париж»

От первого аккорда до первого альбома

Сейчас студия выглядит уже привычно, но до записи собственного альбома ребята прошли длинный, почти классический путь. Крашеные волосы, драные джинсы, ботинки на босу ногу, схватки с местной публикой — всё это осталось в Нефтекамске, откуда группа родом. — У нас там была своя тусовка: мы были панками, переворачивали помойки. Гитаристу раз во время концерта проткнули ногу кухонным ножом, — рассказывает Антон, пока варит рис. Теперь он вегетарианец. Почти. — Если человек стал панком, то он останется им навсегда. Он может сменить драные джинсы на хорошие, но в сознании он останется панком, будет сечь фишку. Уже в Петербурге парни купили басовый комбик для первых опытов. Когда тащили его домой, встретили Женю Фёдорова, тогда ещё игравшего в Tequila Jazz, положительную оценку которого приняли как доброе знамение. Долгое время группа играла в разных стилях, разными составами. — Уже тогда я точно знал одно: доносить какой-то смысл в России можно только при помощи рок-н-ролла, — вспоминает Антон. — Рок — это когда простые люди говорят о простых вещах. Желание записать альбом долго витало в воздухе. А накануне записи в магазине Babylon на Петроградке Антон встретил Бориса Гребенщикова: — В этом магазине всё, кроме выпечки, очень дорогое. И я стоял с ней в руках, смотрел на БГ и думал: ведь он никогда ни у кого не шёл на поводу, был практически вне закона, создал свою внутреннюю вселенную и пел о прекрасном. И вот он стоит с толстым кошельком, набитым картами и деньгами, и так же на всё кладет. Я подумал, что это и есть успех. Пошёл со своей выпечкой домой, где уже всё было готово для записи. Альбом писали дома по самой простой причине: из финансовых соображений. Этим летом «Мой Париж» закончил собирать необходимый аппарат, большинство составляющих появилось внезапно и в последний момент. Тут же и начали.

Техническое оснащение

Первое и самое главное — звуковая карта. Работать с ней легко: в любой музыкальной программе достаточно выбрать её как устройство, с которого будет вестись запись. К звуковой карте тянутся провода со всех устройств, на которых вы собираетесь играть. Для качественного снятия голоса, кроме хорошего микрофона, нужна ещё и пяльца, она устанавливается перед микрофоном и не позволяет воздуху воздействовать на мембрану. Благодаря ей исчезает шум, сопровождаемый выдыханием воздуха. Антон сделал себе такую из простого обода и женских колготок. Также при записи голоса большое значение имеют акустические данные помещения: все окна необходимо плотно закрыть, а ещё лучше завесить толстыми шторами. Это делается не только для шумоизоляции, но и для повышения поглощения самого записываемого звука. Ещё одно дополнительное помещение внутри студии для снятия голоса — шкаф из гипрока, ДСП и обитый с внутренней стороны поролоном один метр на 60 сантиметров и метра два в высоту. Антон видел такой в клипе «Роллингов», идентичный смастерил за один день.

Благо, детям достались ещё какие-то путевки, что, собственно, и спасло выход альбома

Записывать, разумеется, лучше, когда соседи на работе: летом, когда записывался альбом «Парижа», соседские дети куда-то уезжали и приезжали, а Антон регулярно откладывал запись вокала и не успел до их очередного возвращения. Благо, детям достались ещё какие-то путевки, что, собственно, и спасло выход альбома. После снятия всех инструментов «Мой Париж» занимался реампингом всех записей: в звуковую карту напрямую попадает чистый звук инструмента, и уже позже в программе на него можно наложить определённые эффекты, чтобы получить необходимое звучание. Это делается, чтобы звукорежиссёр, который позже проводит мастеринг записи на собственной студии, понимал, чего от него хотят. Для этого в студию отправляются оба файла: и исходник (чистый звук), и обработанный (с эффектами). Звукорежиссёр прогоняет исходные файлы через всевозможные ламповые комбики, чтобы достигнуть того звучания, которое ему прислали в обработанных файлах. По достижении согласия группы со звукорежиссёром новая запись, вторично записанная уже на дорогостоящей профессиональной аппаратуре, обретает полноценное плотное звучание. — Во время первой записи лучше всего постоянно слушать каждую партию, закидывать себе в плеер и весь день анализировать, — советует Антон. Обработку звука на отдельной студии делать не обязательно, но тогда это будет lo-fi. — Это отдельный жанр. Он не требует хорошего звука. Те идеи, которые он несёт, не требуют хорошего звука. Этой музыке достаточно подачи. Те же Sonic Death записали и выкинули в сеть. Нам нужна была плотность. Хотя и сведение мы могли сделать сами. Мастеринг — это работа над готовым треком. Все студии свой мастеринг делают. У всех разное оборудование. Мы хотим, чтобы наши песни звучали на дискотеках, на радио, но это не главное: во дворах бы пели, да в «Контакте» перепост делали.

Мы хотим, чтобы наши песни звучали на дискотеках, на радио, но это не главное: во дворах бы пели, да в «Контакте» перепост делали

Барабаны альбома также проходили компрессию, специальную звуковую обработку. По опыту «Моего Парижа», денег на запись жалеть не нужно: это тот случай, когда стоимость пропорциональна качеству. И хотя ребята оценивают студийное качество на 5 баллов из 10, всё же они довольны техническими атрибутами дебютного альбома. Часто после записи песни становится ясно, что она никуда не годится. «Ты здесь» — как раз такая песня, вошедшая в альбом группы в совершенно иной аранжировке. Они долго играли её на концертах, а потом записали и поняли, что это не формат: — Важно внимательно слушать свои любимые группы перед записью. Да и вообще всех в этом направлении. Посмотреть, как другие строят свои композиции. Нельзя только на своей музыке зацикливаться, это может сбить с толку, — убеждён Антон. — Но вообще, всё гораздо проще, чем кажется. Нужно быть собой и всем говорить, что скоро выйдет твой альбом.

Моральная подготовка

На первый взгляд, при записи дома очевидной помехой могут стать нежданные гости. В случае с «Парижем» дело обстоит несколько иначе. Стоило кому-нибудь из музыкантов позвать свою девушку, так все остальные моментально преображались, чувство юмора возрастало в разы, как и качество игры. Все песни, в которых есть перкуссия, записывались в присутствии девушек.

Стоило кому-нибудь из музыкантов позвать свою девушку, так все остальные моментально преображались, чувство юмора возрастало в разы, как и качество игры

— Девушки — это более тонкие, красивые энергии. Мы их в гости звали чисто из практических соображений, — объясняет Антон. — Парни сами с собой — то тебе дебош, то революция. Женщины не устраивают революций, они переживают из-за жертв. Девушки качественно влияли на звук. Всё пространство вокруг менялось. За всё время записи группа посетила много концертов: были на Мадонне, RHCP, DDT, Бутусове, Кинчеве — всё это влияло на аранжировки. На концерте «Мультфильмов» Антон потерял ключи от дома — запись пришлось ненадолго приостановить. За три месяца парни успели дать и один свой концерт — акустический квартирник. Прежний басист группы за лето успел уехать в Норвегию, аранжировки не оставил, Антону пришлось записывать бас-гитару самому. Для презентации альбома нашёлся другой басист, 13 ноября в клубе da:da он впервые выйдет на сцену с новой группой. — Жизнь и есть запись альбома. Круто меняешься, когда всё время дышишь музыкой, — говорит Антон на прощание. — Процесс записи оказался важнее, чем результат. Дома всё сбалансировано, времени больше. Наши аранжировки за три месяца многократно менялись. Это кайф — ты идёшь отдыхать, едешь на дачу, на залив, и всё время думаешь о том, что ты записал. Приезжаешь домой и снова к этому приступаешь.

Набор необходимого для записи альбома в домашних условиях

Цены указаны в рублях (если не указано иное)
 
Звуковая карта Steinberg CI2
от 9984 до 10630
Гитара Fender Telecaster Acoustasonic (Мексиканский)
$1000
Программа Cubase v.5
rutracker.org — бесплатно
Гитара Fender Squier P-Bass Affinity
$333
Микрофон Behringer C-1
2265
Стойка микрофонная
1300
Pop-фильтр на микрофон
В магазинах — от 500
Компьютер
любой
Pop-фильтр на микрофон (самодельный)
Пяльца — 30 Колготки женские 20den — 60
Запись барабанов на студии
400/час
 
 
Комната для записи вокала Высота: 2 метра. Ширина: 1 метр. Длина: 0,6 метра. Материалы: — гипрок — 2 профиля, 300 рублей; — ДСП — разломали старый шкаф; — поролон — толщина 1 см, нашли в коробке из под телевизора; — бабушкин плед — толщина 1,5 см, зимой бабушке вернут.
 

Альбом «Я буду всегда с тобой»

«Линии» Эта песня времён тусовок в «Месте» — творческом проекте в здании бывшего завода имени М. И. Калинина на Уральской, 2. Помещение завода снимали музыканты, художники, поэты, кинорежиссёры, театралы, буддисты и простые бездомные. На одной из тусовок я увидел очаровательную особу, которая пела «босанову» с моим другом. Знакомство с ней и вдохновило меня на эту песню. А название пришло само: ведь 9-я линия Васильевского переходит в Уральскую улицу. Васильевский остров — особое место. «Меня больше нет» Это период многочисленных тусовок в «Грибоедове», «Дружбе» и «Стереобаре». Из этих трёх клубов выжил только «Грибыч». Во всех этих клубах работали барменами или диджеями мои друзья, поэтому я всегда проходил в клуб по «вписке». После этих тусовок я приходил домой и писал песни. МБН мы хотели сделать на манер Don’t Stop the Dance Брайана Ферри, но в итоге она получилась такой, какой получилась. «В первый раз» Года четыре назад на улице Миллионной существовал проект под названием «ШУМ». Там проходили разные встречи и кинопоказы. И на одном из показов произошли события, которые описываются в этой песне. «Рядом с тобой» Песня, написанная под влиянием группы The Smiths, их песни Panic, где лирический герой призывает повесить диджеев за то, что музыка, которую они постоянно играют, ничего не говорит о жизни. «Подружки» (гимн иммигранток) На написание этой песни повлияла массовая иммиграция русских девушек на Запад. У меня много знакомых, которые, окончив институт, собрали свои самые дорогие шмотки и улетели на Запад в поисках лучшей жизни. Но в итоге всё выходит, как в известной песне БГ — «нам, русским, иностранцы за границей ни к чему». «Самолёт» Эта медитативная песня описывает состояние человека, когда он надолго расстаётся с любимым. Расстояние увеличивается, чувства усиливаются, и стихи, само собой, пишутся. «Простые слова» Впервые эту песню мы записали в студии Mesto rec Игоря Старшинова (в его творческой биографии сотрудничество с такими проектами, как Психея, Сhikiss, ПТВП). Затем на запись наложили видео и теперь этот клип блуждает в интернете. «Свет и пространство» Эта песня о кризисе нашей цивилизации, о глобальных проблемах и людях, которые пытаются внутри себя найти пространство, где они смогут чувствовать себя счастливыми, живыми. «Ты здесь» Эта песня про город. Мотив пришёл во время прогулки по Литейному, где-то между Чайковского и Фурштатской. В моих диктофонных записях сохранился файл, где я записал вокальную партию, на нём слышны шум полуденных машин, светофоров и обрывки фраз проходящих мимо людей. Аналогом этой песни я бы поставил «Невский проспект» группы «Сплин». «Ангел мой» Аналогом этой композиции можно назвать песню God Джона Леннона, в которой он верно и красиво объясняет, что человек должен верить только в себя. В отличие от ясной God, наш «Ангел» получился трагичным. «Не ревнуй» Песня о привязанности между людьми, а точнее о том, что она — очень глупая штука, которая не позволяет увидеть по-настоящему чудесные вещи. В записи песня получилась стопроцентным дискотечным хитом. Её будут крутить в барах, клубах и т.д. Мы всей группой отрываемся под эту песню. «Я буду всегда с тобой» Эта песня о детских мечтах. Я написал её в 17. В ту пору мы носили рваные джинсы, слушали Nirvana и влюблялись по несколько раз в день и не перестали делать всё это до сих пор. Этой песней мы решили назвать альбом. Во-первых, потому что мечта — это то, что всегда будет с тобой. Во-вторых, мы увековечили свою музыку, и теперь она будет «всегда и навсегда». И в-третьих, пожалуй, самое главное, «Мой Париж» — это праздник, который всегда с тобой. Состав группы «Мой Париж»: Антон Макаров — вокал, гитара Александр Ханцев — гитара Виталий Кечемайкин — бас Денис Шитов — барабаны

Читайте также:

Артём Косов
Авторы: Артём Косов
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.