20 августа 2017

«Медуза» опубликовала письмо русского офицера времен Первой мировой из Центрального архива Петербурга. С признанием в гомосексуальности

«Медуза» опубликовала текст письма унтер-офицера, участвовавшего в Первой мировой войне, к психиатру Владимиру Бехтереву.

Письмо было найдено доцентом Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Ольгой Хорошиловой в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга при сборе материалов о русской травести-культуре.

Во времена Первой мировой войны в России действовал запрет на мужеложство: с 1900 года преступивших этот закон арестовывали на несколько лет. Как уточняет «Медуза», многие мужчины, склонные к гомосексуальности, пытались побороть этот «порок» и обращались к психиатрам.

Хорошилова выяснила, что автором письма мог быть Сергей Васильевич Суслов, 1897 года рождения, старший унтер-офицер 98-го пехотного Юрьевского полка. Он был ранен в Лодзинской операции в ноябре 1914 года, попал в немецкий плен, а позже получил Георгиевский крест 4-й степени.

Из текста письма следует, что его автор с детства замечал в себе влечение к мужчинам. Из-за ощущения собственной «порочности» он проявлял склонность к суициду и пытался найти способ «излечиться» от гомосексуальности. После войны офицер старался избегать физических контактов с мужчинами, однако ему продолжали сниться соответствующие сны.

Из письма офицера к Бехтереву:

«Через несколько времени я стал чувствовать влечение к мужчинам, стараясь склонить их к взаимной любви, не замечая ужасного порока. Конечно, все это делалось с большими предосторожностями. Восемнадцати лет я уехал в Петроград и поступил служащим на один из заводов по распиловке леса. Ненормальные акты должны были повторяться, потому что у меня было неудержимое влечение к этому. Мне никогда в голову не приходило, что это явление болезненное, которое должно вылечить, и потому день за днем, год за годом я шел по наклонной плоскости.

Затем я был взят на военную службу и там находил удобную почву для своего удовлетворения. Влечения к женщинам никогда не имел. В конце военной службы я стал чувствовать слабость и нервную раздражительность, после чего стал склонен к пессимизму. Часто я боролся с собою, и часто приходила мысль покончить самоубийством».

Как рассказала Хорошилова, Бехтерев воспринимал гомосексуальность не как преступление, а как «сексуальную аномалию». Из медицинского заключения, составленного Бехтеревым, исследователь сделала вывод, что автору письма прописали лекарства и курс «соответствующих внушений». В результате его состояние «настолько улучшилось, что эротические сновидения с мужчинами совершенно прекратились».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.