19 февраля 2016

Кто такие «Осколки» и какие граффити они рисуют в Петербурге

Организованная художественная группировка «Осколки», как представляются сами граффитчики, анонимно рассказала «Бумаге», когда сформировалась команда, а также о том, что, где и почему они рисуют, а также при чем тут Чехов и Гиляровский.
Граффити со словом «осколки» в различных стилях и всевозможных размеров появляются на стенах домов, брандмауэрах, рекламных щитах и в последнее время особенно заметны. Известно, однако, об авторах немного: у «Осколков» есть сайт с фотографиями работ, но ни имен, ни других сведений о художниках там нет. Кроме Петербурга, их работы находят в том числе в Москве, Берлине и Таллине. Периодически о них появляется информация в СМИ: например, когда надпись «осколки» возникла на куполе церкви на Невском проспекте. Граффитчики также упоминаются в текстах о новых стрит-арт-художниках как команда, известная своей «агрессивной манерой вторгаться в общественное пространство и отрицанием канонов граффити». В эти выходные на один день откроется выставка «Осколков» и станет первым подобным событием для объединения.

Художник из «Осколков»

— Впервые «Осколки» публично появились в 1881 году в городе Петербурге. Как творческое объединение радикальных интеллигентных молодых людей. Даже Чехов был из «Осколков».
Думали, писали, рисовали, умеренно обличали. Как и всё хорошее, «Осколки» исчезли в 1917 году. Хотя, честно сказать, журнал был не хорошим, а мещанским. Хорошим был Антон Павлович. Его родной брат Николай тоже замечен на страницах издания в свободное от алкоголя время — в качестве художника.
Следующее появление «Осколков» относится к 2013 году. По крайней мере, так говорят летописные стены и некоторые другие поверхности. Как и полагается, возрождение произошло в Петербурге. Далее к реинкарнации присоединились столичные потомки В. А. Гиляровского (российского писателя и журналиста конца XIX — начала XX века — прим. «Бумаги»), бытописателя Москвы и видного «осколка».
Вопрос о новом имени даже не поднимался. Тем более что в контексте уличного искусства оно приобрело новые смыслы: от разделений авторов на множество крестражей до рефлексии школьниц старшего возраста об уходящей молодости.
Фото предоставлены художниками
Начать короткий монолог о граффити и стрит-арте хотелось бы с отрицания этих понятий, особенно в искаженном контексте русского языка. Под «граффити» чаще всего подразумеваются классические хип-хоп-шрифты, а под «стрит-артом» — трафареты под Бэнкси или антихудожественные фасады. Сопутствуют всему этому молодежно-субкультурная модность и конъюнктурность. Есть мнение, что всё, где есть слово и шрифт, это граффити. Тогда стрит-арт — остальное? Но границы определений всё равно размыты, и их размытием занимаются в том числе «Осколки» (сами участники предпочитают писать название группы как «О-И» — прим. «Бумаги»). Первобытную наскальную живопись можно назвать граффити, стрит-артом и искусством одновременно.
Свои значения сохраняют выражения «бомбинг», «уличный художник», «уличное искусство». Но, как и везде, важны дела, а не слова.
Уличное должно быть в первую очередь на улице, а не в интернете. Отсюда и расположение работ. И от любви к свободе. Возможно, также от адреналиновой наркомании, что вторично.
Многие прохожие (особенно в погонах) не могут понять, что заставляет человека создавать что-то на улице не за деньги и с некоторым риском для собственной безопасности
На поступающие вопросы о взаимодействии с полицией «Осколки» могут лишь ответить: «Хороший человек мусором не станет». Так что контакты с МВД, КГБ и отделом «Э» сведены к минимуму. Чего желаем и вам. Многие прохожие (особенно в погонах) не могут понять, что заставляет человека создавать что-то на улице не за деньги и с некоторым риском для собственной безопасности. Ответом может быть, например, пресловутая пирамида Маслоу.
Последним пунктом на «осколочной» карте был Берлин.
Недавно «Осколки» объединились с другими живыми умами русской современности под именем «Новые уличные». Дабы окончательно возродить потерянные традиции и победить капитализм с большевизмом.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.