20 сентября 2012

Пять случаев в Крыму: рассказ вожатого детского лагеря

Рустем Имамиев провёл около месяца под Евпаторией, работая вожатым детского лагеря, а после завершения смены отправился путешествовать по Крыму — побывал в Ялте, Балаклаве, Севастополе, Симферополе и Заозёрном. О заброшенных постройках советского времени, коммуне «волшебников», общественных пляжах, беззаботности местных и их вежливости — в рубрике «Пять случаев».

Иду и думаю, что сейчас должно произойти что-то невероятное. И тут в горах Балаклавы я вдруг слышу звуки фортепиано и мужской вокал вместо привычного крика чаек и шума моря.

Заброшенные арены советской постройки

В Крыму я начал коллекционировать фотографии различных советских построек. Многие из них уже почти разрушены и давно не используются. Вот, например, такие деревянные арены под открытым небом. Раньше летом именно на этих площадках проходили представления, воспоминаниями о которых многие люди жили месяцами, а то и годами. Но эти традиции уходят в прошлое. Сейчас устраиваются open air’ы, концерты под открытым небом, пикники и прочего рода мероприятия, но для этого используются мобильные сцены: сегодня на них выступили, а завтра уже разобрали. Такую огромную сцену я нашёл на территории нашего детского лагеря. За месяц моего пребывания там ни разу не видел, чтобы она хоть как-то использовалась. Разве что только влюблённые парочки из старших отрядов собирались там по ночам. А оставшееся время она пустовала. Работая в качестве режиссёра и постановщика спектаклей, я много раз смотрел на выступления детей на обычных сценах в актовых залах. Конечно, сцены под открытым небом — это совершенно другое, они имеют какую-то особенную магию: вокруг тебя — море, горы, солнце. Подобную деревянную сцену я подсмотрел в фильме «Сто дней после детства». В Никитском саду под Ялтой (местные ещё его называют Никита) я увидел ещё одну арену. Тут она немного отреставрирована. Это такая небольшая достопримечательность сада, которая тоже уже не используется по назначению. Кстати, справа от сцены я нашёл разбухшее от дождя фортепиано, которое было закрыто на замок. Подобного рода постройки рождают во мне много эмоций и воспоминаний. Вполне возможно, что совсем скоро они исчезнут, а на их месте появятся те же мобильные сцены.

«Королевство волшебников» в Балаклаве

После окончания смены у меня появилось свободное время, и я отправился кататься по Крыму. Иду и думаю, что сейчас должно произойти что-то невероятное. И тут в горах Балаклавы я вдруг слышу звуки фортепиано и мужской вокал вместо привычного крика чаек и шума моря. Я пошёл на звук и увидел уютный домик (хотя сначала он мне таким не показался — подумал про себя: «Что за халупа стоит?»). Смотрю: парень играет на фортепиано (играет так себе, кстати), а вокруг него три девушки и ещё один парень. Стою и наблюдаю за этой идиллией — они поют, смеются, беззаботно болтают о чём-то. Походив вокруг того места пару часов и нарочно опоздав на автобус, я в итоге набрался смелости и постучался в дверь маленького домика с просьбой оставить меня на ночлег. Ребята согласились. Оказалось, основатели «Королевства Волшебников» родом из Самары. Пару лет назад они переехали в Петербург и проведя там какое-то время, решили, как они выразились, изменить свою жизнь к лучшему и уехали в Крым. Нашли этот заброшенный домик, обустроили его, и теперь тут расположилось «Королевство волшебников». Это место можно назвать свободным пространством, но не хочется опошлять ту идиллию, которую я там увидел, новомодными словами из больших мегаполисов. Меня каждый раз так и подмывало спросить: а что вы будете делать завтра? А послезавтра? Но в ответ на любые подобные вопросы они смотрели на меня удивленными глазами — ведь для них очевидно, что завтра они будут делать то, что будет завтра. У них нет никаких планов. Они просыпаются, идут гулять, собирают виноград, купаются, рисуют, занимаются музыкой. Живут такой свободной жизнью. Одна из девушек занимается изготовлением украшений из всего того, что найдёт в горах и на берегу моря. Успешно ли идёт её бизнес, не знаю. А один из парней поначалу, когда они только приехали, пошёл работать моряком. Однако почти сразу ушёл: «Слишком много времени на это уходит, я ехал сюда не за этим — я ехал за свободой», — объяснил он мне. Две девушки из Петербурга увлекаются живописью. Вообще, насколько я знаю, таких коммун немало, Крым — это своего рода мекка для путешественников. Ребята, кстати, в этом году пережили зиму — было минус двадцать.

Беззаботность

Образ жизни и темп гораздо медленней, чем наш. Это и понятно. Рядом с морем невозможно находиться всё время в движении. Это, конечно, их расслабляет. Вообще, в Крыму очень странная ситуация — денег нет. Я был ещё в степном Крыму, в Евпатории — жалкое, жалкое зрелище. Местные жалуются, что с каждым годом зарплаты всё меньше. Тем не менее, кажется, ни один местный не думает оттуда уезжать в поисках лучшей жизни.

Они все очень лёгкие в том плане, что ко всему относятся легко и просто. Но за их постоянными фразами: «Да что ты, это же легко! Конечно, без проблем! О чём ты говоришь? Это раз, два и плюнуть», — кроется серьёзный комплекс оседлости.

Становится предельно ясно, что никуда они не дёрнутся, даже живя в не очень комфортных условиях, — будут как-нибудь перебиваться. Ведь у них есть море, а море — это настроение, это заработок, море для них — это жизнь, море одаривает их всем, в том числе и беззаботностью.

Местная вежливость

Они все доброжелательные, повидавшие виды люди. Хотя я общался не только с теми, кому за 40 или за 50. Я общался и с молодыми, которые со знанием дела могут, кажется, рассуждать обо всём. Местные охотно делятся с тобой информацией и говорят по делу, но с таким выражением лица и интонацией будто говорят: «Да, господи, зачем тебе это? Зачем тебе надо? Расслабься! Зачем тебе куда-то отсюда ехать?» Один раз я спросил у местного, через сколько будет электричка до Севастополя. Он, конечно, ответил, но с очень своеобразной интонацией: к примеру, в Питере мне ответили бы совсем по-другому — с желанием помочь, что ли? — а там человек, может быть, и движим желанием помочь, но выражает это иначе: «Да будет через два часа где-то. Да зачем тебе вообще ехать туда? Здесь и так всё хорошо». Очень не любят, когда обращаешься на «вы». Я всё время к ним подходил, чтобы спросить дорогу или узнать расписание автобусов и, естественно, как принято, у вежливых петербуржцев, обращался ко всем на «вы». На это они очень обижались, и начинали причитать: «Да что ты выкаешь?» Встретился мне однажды интересный персонаж. Пожилой мужчина в форме моряка, который всю жизнь прожил в Ялте и только однажды был в Петербурге: «А Литовский мост, где он?» — спросил он меня, имея в виду Литейный мост. Я не очень понял его вопрос, но всё же ответил: «На месте. Стоит», — его это, видимо, успокоило, и он, довольный, пошёл дальше.

На пляже

Homo Отдыхающий молодеет. И часто я видел компании юных людей, которым, казалось бы, нужно путешествовать и вести более мобильный образ жизни в этом возрасте, а они сидят и заряжаются алкоголем в два часа дня. Другие просто лежат на пляже. В Ялте в час пик искупаться в море было невозможно. Весь пляж был забит народом. Спасатель, к которому я подошёл что-то узнать, сразу же меня отговорил здесь оставаться, назвав отдыхающих «тюленями» и добавив к своему определению ещё парочку матерных эпитетов, посоветовал поехать в Никитский сад и искупаться там. Побережье, может быть, ночью и имело сносный вид, но днём здесь находиться было крайне странно. И складывалось ощущение тесноты. В воздухе — запахи готовящейся в прибрежных кафешках шавермы едва перебивают аромат тут же выливающихся отходов. И Крым перенасыщен местами, в которых ты можешь отдохнуть в компании подпитых 50-летних лавеласов и женщин-вамп. Но есть, конечно, много диких пляжей (и их значительно больше, чем местечек с тюленями), за которые молодые путешественники и любят Крым.

Один день в Крыму

Молоко
7-8 грн
Обед в столовой
40 гр
Кофе растворимый в ларьке
3 грн
Электричка (Симферополь-Севастополь)
30 гр
Боржоми
12 грн за 1 л
Такси в Евпатории (от вокзала до адреса, 20 км)
50 гр
Маршрутка из поселка до Евпатории
3 грн
Общественный транспорт
2,5 гр

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.