24 февраля 2014

В пользу бедных: государственные деньги для негосударственных театров

«Этюд-Театр», «Такой театр», театр Post и многие другие негосударственные театры в 2014 году могут рассчитывать на увеличение госфинансирования. «Бумага» рассказывает, на что живут негосударственные театры Петербурга, что для них значат бюджетные деньги и почему увеличение почти вдвое их финансирования беспокоит гостеатры.

Спектакль театра Post «Хозяин кофейни». Фото из архивов театра
В подчинении комитета по культуре более двадцати театров. На их содержание и обеспечение работы концертных организаций в 2014 году в бюджете запланировано почти три миллиарда рублей. На негосударственные театры в этом году потратят более 72 миллионов — это практически в два раза больше, чем в прошлом году. По словам главы комитета по культуре Василия Панкратова, Петербург до сих пор остается единственным регионом, регулярно поддерживающим негосударственные театры, однако сколько их в городе, точно неизвестно.
комитет по культуре

Никто не знает, сколько в городе негосударственных театров: они то возникают, то исчезают. Мы в комитете ориентируемся на цифру 50

В прошлом году за поддержкой в комитет обратилось чуть меньше полусотни негосударственных театров. Примерно 40 из 45 заявок были удовлетворены: театры получили средства как на показ текущего репертуара, так и на новые постановки. Для негосударственных театров часто госфинансирование — это единственная возможность поддерживать свою деятельность и развиваться. Сегодня спектакли, вне зависимости от степени своей авангардности, редко окупаются, а спонсоры есть далеко не у всех. Декорации и их транспортировка требуют больших затрат, средства уходят и на аренду помещения, костюмы, свет и так далее. Негосударственные театры часто более мобильны как физически, так и в смысле идей: не обремененные обязательствами перед властями, они могут позволить себе эксперименты, на которые режиссеры государственных театров едва ли решатся. К примеру, петербургский постдраматический театр Post ставит современных авторов и работает с весьма прогрессивными театральными идеями. В его репертуаре постановки, отмеченные многочисленными театральными премиями, по текстам современных авторов: Ивана Вырыпаева, англичанина Марка Равенхилла, белорусского драматурга Павла Пряжко. Post первым поставил в России спектакль по «Лекции о ничто» классика авангарда, композитора Джона Кейджа, а до этого в «Приюте комедианта» команда театра представила постановку новеллы немецкого драматурга и режиссера Хайнера Мюллера «Любовная история», о которой в городе было много неоднозначных мнений.
Фото из архивов театра Post
Из семи спектаклей, которые сейчас составляют репертуар Post, четыре постановки созданы исключительно за счет сотрудников театра.
Анастасия Матисова
директор театра Post

Наш театр живет на средства, которые мы зарабатываем на участии в фестивалях, и на государственные субсидии. Спонсоров у нас нет, а с проката спектаклей мы практически ничего не получаем. Если у театра есть желание сделать спектакль, это возможно — без гонораров, с минимумом затрат. Но долго на голой идее существовать сложно, поэтому, безусловно, господдержка важна, важно развитие. Мы будем подавать заявку на субсидирование в 2014-м. Театр уже уже получил грант ДТЗК на постановку по пьесе Пряжко „Парки и сады“ и рассчитываем на гранты Минкульта

Другой пример негосударственного театра — детский интеграционный театр «Куклы». Он специально адаптирован для зрителей с ограниченными возможностями: вместо кресел в зале, например, располагаются пуфики, которые легко можно передвинуть и освободить место под коляску. Ни на входе, ни внутри нет ступеней, а все спектакли сопровождаются сурдопереводом либо понятны без слов. По утверждению дирекции, для «Кукол» госфинансирование — не основная статья бюджета, но благодаря этим средствам театр может выпускать новые спектакли.
Тигран Сааков
художественный руководитель театра «Куклы»

Если бы госфинансирования не было, то театр наверняка смог продолжить свое существование, хотя в гораздо меньшем объеме. И, конечно, это сказалось бы на качестве спектаклей. Пришлось бы делать все гораздо проще и менее интересно и для нас, и для зрителя. То есть по факту это был бы совершенно другой театр с другой художественной концепцией и меньшим количеством интересных мероприятий

Аргументируя увеличение субсидий негосударственным театрам города, Василий Панкратов отметил, что подобное стимулирование должно привести, среди прочего, еще и к более интенсивному развитию гостеатров. «Креативные идеи негосударственного сектора являются раздражителем для более медлительного государственного сектора, провоцируют соперничество, конкуренцию и тем самым подталкивают сферу в целом», — высказывает свою точку зрения на принципы конкуренции в театральном мире Панкратов.
Фото из архивов Большого театра кукол
Анастасия Матисова, директор театра Post, считает, что государственные и негосударственные театры — это «довольно разные, почти не пересекающиеся миры». И хотя обе структуры могут работать вместе, создавать спектакли в копродукции, принимать на своих площадках резидентов, государственные театры — это «огромные махины», для которых принципиально важно выполнять свои обязательства перед государством и сотрудниками, а «силы и желание на новое экспериментальное социальное искусство остаются далеко не у всех». В том, сможет ли увеличение финансирования негосударственных театров принципиально повлиять на развитие театров государственных, сомневаются и в последних. Александр Калинин, директор Санкт-Петербургского государственного большого театра кукол, объясняет слова Панкратова претензиями властей и общественности к гостеатрам.
Александр Калинин
директор Санкт-Петербургского государственного большого театра кукол

Разговоры о том, что нужно стимулировать негосударственные театры, чтобы как-то подтолкнуть более кондовые государственные, можно понять: все это время шел очень серьезный накат на театры. Он связан с тем, что многие театры просто жрут деньги, но не показывают ничего талантливого. А чиновники — это люди, которые в основном рассуждают с чужих слов, но сами редко являются любителями театра. Им кто-то что-то наболтал, и они решили, что, мол, пора выдавить этот гнойник, скинуть с шеи налогоплательщиков и выкинуть его из бюджета

Делению на государственные и негосударственные Калинин предпочитает деление на хорошие и плохие театры: «Как нас еще сравнивать, ведь мы относимся к совсем другой весовой категории, мы вкладываем в постановки совершенно другие деньги», — говорит директор БТК. Конечно, существует конкуренция за зрителя, но, опять же, зритель делает выбор в пользу интересного, а это, как считает Калинин, уже не финансовый, а философский вопрос, в котором все упирается в личность художника. Негосударственные театры состоят чаще всего из молодых людей, нуждающихся в поддержке. «Театр, на мой личный взгляд, — это дело молодое, — рассказывает Калинин. — Молодое и для молодых. Его обязательно нужно подпитывать. И в его стимулировании нет ничего, кроме пользы». Но когда речь идет о распределении государственных средств, важно говорить о том, как и за счет чего происходит их распределение, убежден Калинин: «Либо вместо того, чтобы добавить (подчеркиваю — добавить) государственным театрам, деньги направляют негосударственным, либо деньги, забирая у гостеатров и не решая их участи, передают негосударственным. Негосударственные театры, безусловно, нужно развивать. Но не за счет государственных».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.