22 августа 2014

Первый после бога: ретроспектива Никаса Сафронова в музее Академии художеств

В музее Академии художеств продолжается ретроспективная выставка работ «Избранное» одного из самых популярных отечественных мастеров Никаса Сафронова. Более сотни работ заслуженного художника России можно увидеть до 5 октября. «Бумага» рассказывает, из-за чего Сафронов — типичный русский художник и почему его нельзя не любить.

Фото с сайта ifamous.me
Ретроспективная выставка Никаса Сафронова окажется, скорее всего, совсем не тем, что вы ожидаете. Портретов знаменитостей, которыми так славен Сафронов, ровно столько, сколько нужно, чтобы показать, что и в этом направлении художник тоже работает. Ни Путина в итальянском костюме эпохи Возрождения (в принципе, чтобы понять приоритеты Никаса в жизни и искусстве, одного этого образа вполне достаточно), ни Медведева, ни Киркорова, ни Михалкова на выставке нет. Зрителю — поклоннику, что называется, гламурного постмодернизма Сафронова — придется удовлетвориться буквально парой портретов знаменитостей: Тильды Суинтон, например, и английской королевы (под недвусмысленным названием «Роза. Королева. Англия»). Кураторы выставки «Избранное» поставили перед собой задачу показать творчество поп-художника Никаса Сафронова во всей его широте. И, откровенно говоря, с успехом с ней справились. Выходит, что Сафронов — плоть от плоти невинной русской живописи XIX века, такой традиционный отечественный художник, который любит и рисует все то, что полагается по статусу. Как и следует любому порядочному живописцу, безудержно влюблен в Италию и посвящает ей свои многочисленные пейзажи в стиле дрим вижн. Но подлинный трепет души художника вызывают, видимо, холмы и дали милого отечества, а от колокольного перезвона наверняка по щекам текут бесконтрольные слезы. Никас рисует проникновенные картины с русскими церквями и, конечно же, Крым, который, как известно, теперь наш.
Работы Никаса Сафронова, представленные на выставке в музее Академии художеств
Понимает Сафронов и все бремя ответственности перед историей искусств и с неподдельным пиететом весьма прямолинейно цитирует на своих полотнах Боттичелли и Брейгеля. Выбор вполне объясним: Никас бьет наверняка, не размениваясь на живописцев прошлого, не вошедших в анналы массовой культуры. Причем часто классики из учебников выступают как элементы, увиденные в грезах («Воспоминания о Брейгеле, или Дерево жизни», «Сон о Боттичелли, или Готический вход в храм»), чтобы мы понимали, что душой и телом преданный своему призванию Сафронов ни на минуту не перестает думать о деле жизни. Не забывает художник и о себе: автопортреты Никас любит (как премьер-минстр — селфики), но в этом вопросе подчеркнуто самоироничен. Если в самом начале выставки есть несколько коробящих уровнем пафоса автопортретов (особенно тот, что на коне), то в глубине экспозиции есть трогательный автопортрет живописца с головой кота. В общем-то, что действительно удивляет в выставке, — это честность и прямолинейность Сафронова, практически наивность в предметах изображения и техниках, к которым он прибегает. Выдвигать ему претензии в дурновкусии — как обижать ребенка: это попросту нельзя делать. Когда человек так искренне верит в свой талант и высокую миссию спасти мир красотой, ниспосланную ему свыше, единственное, что можно сделать — это полюбить его снисходительной любовью. В противном случае лучше просто пройти мимо — не те времена нынче, чтобы брызгать желчью. Единственный вопрос, который все же остается после выставки открытым: зачем все это нужно Академии художеств.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.