Кино
16 марта 2016

«Кудрявый дядя из телевизора»: каким Немцов был при жизни — рассказывает автор документального фильма про политика

Молодая документалистка Зося Родкевич, снимавшая для проектов «Срок» и «Зима, уходи!» — о протестах 2012-го, выпустила фильм «Мой друг Борис Немцов». Картину об убитом оппозиционере Зося снимала в разных городах России, перемещаясь следом за политиком то в Ярославль, то в Екатеринбург, то обратно в Москву. На кадрах не только политические беседы с Навальным и Яшиным, но и крещенское купание Немцова, его семья и женщины.
Режиссер рассказала «Бумаге», для кого снят фильм, каким она хотела показать Немцова и много ли тот играл на камеру.

Зося Родкевич

Документалистка

Каким был Немцов в фильме и жизни

— Борис Немцов — это политик из моего детства, кудрявый дядя из телевизора. И наша с ним первая встреча стала пересечением того образа, который у меня уже был и к которому я была скептически настроена, с тем, каким Немцов был на самом деле. У нас были разные политические взгляды (Зося придерживается левых взглядов — прим. «Бумаги»), и мы, конечно, их обсуждали, но это было скорее поводом для шуток, способом подколоть друг друга.
Между нами не было никаких разговоров о том, что мне можно снимать, а что нет; Немцов увидел, что я делаю, понял стиль и подхватил его. Конечно, что-то он делал на камеру. Например, я думаю, в его расхаживании без футболки во время съемок был нарциссический момент, момент самолюбования. Такой уж характер. Но в целом, мне кажется, за кадром он не сильно менялся.
Больше всего после активного, бодрого состояния у Немцова было усталости. Он часто уставал, когда отправлялся в длительные поездки, — тогда он становился особенно серьезным. В фильме есть кусок, это было в Екатеринбурге, где он говорит: «Не нравится мне здесь ничего». Кстати, на показе в Екатеринбурге люди на этом моменте очень смеялись.

Как шла работа над фильмом после смерти Немцова

Когда он умер, я, работая над фильмом, уже до середины отсмотрела материал. Изначально у меня были очень разные идеи, про что делать кино: политику вообще, ярославскую кампанию или как делается политика; можно было сделать комедию или жизнеописание.
После его смерти я заново отсмотрела весь материал, ориентируясь уже на какую-то траурную что ли форму, стала больше обращать внимание на такие моменты, как эпизод с купанием на Крещение или наш с ним разговор о том, кто крещеный, а кто нет. Раньше я бы это не включила в фильм.

Кто приходит на фильм и как реагируют зрители

Мне хотелось максимально сократить дистанцию между зрителем и героем: чтобы Немцов ел, спал, шутил, смеялся, ругался на крупных планах. Чтобы это было прямо осязаемо. Мне хотелось показать его и как друга, и как политика: вот он один такой. И я пыталась сделать фильм для любого зрителя, чтобы кто угодно мог его посмотреть и почувствовать.
На показы всегда приходит больше людей старшего поколения. Даже когда я снимала, было видно, что бабушки Немцова чаще жалуют вниманием, чем молодые люди.
В общем и целом на показах фильма в разных городах публика реагирует хорошо. Но в зале всегда находится один человек не то что с претензией, но с каким-то очень критическим мнением. И мне бы хотелось, чтобы таких людей на показах было больше, — мне интересно послушать такого зрителя. В Нижнем Новгороде мне один человек сказал, что его раздражало, что я снимала Немцова в трусах, не давала ему спокойно спать. Но потом сказал, что в середине фильма проникся.
Вообще, я чувствую, что в регионах люди не сразу начинают смеяться: у них есть некоторое напряжение, они не сразу могут въехать в мой стиль. И кого-то — особенно людей пенсионного возраста — он сначала может даже шокировать. Но где-то в середине фильма они расслабляются.
Кроме того, я вижу, что, когда зрителей только запускают в зал, у них на лицах серьезность и скорбь, ведь они не знают, что увидят. Потом, когда фильм заканчивается, настроение в зале уже совсем другое: люди улыбаются.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.