31 января 2014

Я и алкоголь: шесть рок-альбомов про выпивку

В пятницу «Бумага» подготовила для вас список лучших альбомов, посвященных алкоголю, а также бесконечной и безнадежной борьбе с ним. Рок-музыканты, несмотря на свое искреннее пристрастие к горячительным напиткам, о самом алкоголе писали мало. Есть отдельные треки (Thumbtumping, Whiskey In The Jar и тому подобные), но альбомов о том, как пить и что за этим следует, катастрофически мало. «Бумага» выбрала шесть наиболее заметных. При этом из списка намеренно исключены многочисленные ирландские и кельтские сборники, потому что это, скорее, форменное издевательство над вкусом.  

«Петля Пристрастия», альбом «Фобос»

Фото: Евгений Ерчак
Кто? Лучшая русскоязычная рок-группа, базируется в Минске, поет главным образом о безысходности. Что? Одичалый, но виртуозно сыгранный постпанк о том ужасе, который испытывает маленький человек, которому уже некуда деться и который медленно идет на дно бутылки. Все эти истории о гомункулах и тесных квартирках с видом на ТЭЦ — самый честный и самый страшный портрет того ада, в который скатывается человек после тридцати посреди постсоветского потребительского рая. Главное достоинство этих песен — в них нет ни капли нравоучения, это просто тихое, спокойное — и оттого особенно страшное — осознание бездны: в себе и вокруг. Текст: «Как это весело, словно лебедь надувной, скользить по поверхности в луже с огненной водой».
 

«Ленинград», альбом «Дачники»

Кто? Самая веселая и самая пьющая российская рок-группа нулевых, поправшая все каноны и все правила, а теперь перешедшая к скоморошеству на злобу дня. Что? Если у «Петли Пристрастия» алкоголь — это попутчик на дороге в преисподнюю, то у «Ленинграда» он милое сердцу кривое зеркало. «Дачники» — набор полупьяных прибауток утонувшего в алкоголе петербуржца средних лет, причем вполне функциональных: под них как раз лучше всего откупорить бутылочку-другую. В лирике Шнурова нет ни ада, ни безысходности, а фразы «потом бухаю, потом — в блевоте» выглядят, скорее, как предисловие к типичному анекдоту про пьяного мужа и жену со скалкой. К тому же довольно остроумно и спетого, и сыгранного: обилие духовых, цитаты из советской эстрады и трескучий вокал Шнурова не могли не попасть в сердце и печень всех имеющих уши россиян. Текст: «Я подыхаю на работе, потом бухаю, потом — в блевоте. Домой приду, а дома ты: яичница, телек, герани цветы».
 

«Аквариум», альбом «Беспечный русский бродяга»

Кто? Борис Гребенщиков и музыканты Что? Полуакустический фолк, регги, индийские мотивы, сыгранные на трех десятках инструментов. Абсолютный эскапизм середины нулевых. БГ, как подмечали критики, всегда тонко чувствовал настроения в обществе. И в тот момент, когда потребление заслонило переосмысление, записал ироничный диск о том, как лучше всего пережить эту непростую эпоху, — в том числе и употреблять: дико, неистово и без оглядки. Вышло двояко, но как минимум один большой хит (хоть и спетый на мотив ирландской народной мелодии), который и по сей день принято цитировать в хорошей компании — «Стаканы» — у «Аквариума» состоялся. Текст: «Все говорят, что пить нельзя, а я говорю — что буду».
 

The Streets, альбом Original Pirate Material

Кто? Британский рэпер Майк Скиннер, популяризатор грайма — английской смеси хип-хопа и электроники. Что? В принципе, здесь мог быть любой британский артист, пишущий о своем сумрачном окружении с ехидной четкостью. Но у The Streets получился самый качественный набор увлекательных бытовых зарисовок из жизни спальных районов Лондона. Алкоголь и наркотики у Скиннера не главные герои, но важный элемент декора. Половина историй крутится вокруг употребления разной крепости напитков. Лирический герой Скиннера вообще смотрит на жизнь сквозь хмельной либо похмельный дурман и благодарит «Джонни Уокера» за все хорошее. Текст: «Я говорил тебе: не надо было пить столько бренди, ой, не надо!».
 

The National, альбом Boxer

Кто? Тихая и мрачная американская инди-формация, в прошлом году признавшаяся в любви к творчеству Петра Мамонова. Что? О The National часто говорят, что это песни пьющего человека в кризисе среднего возраста. На The Boxer песен конкретно об алкоголе почти нет, но практически все треки просеяны алкогольным опытом вокалиста Мэтта Бернингера, который говорил в свое время, что пьет много, беспорядочно и в вине особо не разбирается. К альбому Boxer идеально подходит слово «тоска» — вроде той, что изображена на картине Пикассо «Любительница абсента». Это бесконечная рефлексия на фоне вялых клавиш и негромких барабанов. И если уж есть какой-то другой диск, под который именно что надо пить, то это Boxer. Текст: «Мы в полусне, в фальшивой империи».
 

Dream Theater, альбом Twelve Step Suite

Кто? Самая главная группа прогрессив-металла. Она же самая пафосная. Что? Не совсем альбом, а специальный сборник из пяти песен, каждая длиной от восьми минут. Разделен на двенадцать частей (по этапам реабилитации в программе анонимных алкоголиков), посвященных постепенному протрезвлению и исцелению от пагубной привычки. Написал тексты ко всем трекам барабанщик и мозговой центр коллектива Майк Портной, который признался в том, что у него нелады с алкоголем в начале нулевых. В отличие от всех музыкантов из этого списка Dream Theater именно что поучали и проповедовали: уже названия песен («Стеклянная тюрьма», «Умирающая душа») говорят нам «все очень плохо, излечитесь». Получилась слишком прямолинейная по посылу и пафосная по звуку работа, которая в иные годы могла бы сойти за средней руки концептуальный альбом. Текст: «Я ползу в свою стеклянную тюрьму, в место, о котором никто не знает, мой тайный одинокий мир».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.