10 февраля 2016

Музей искусства Петербурга: зачем идти и что смотреть

В Петербурге открылся новый музей: теперь на набережной канала Грибоедова можно увидеть работы местных художников, живших и работавших в городе с начала прошлого века.
«Бумага» рассказывает, зачем городу еще одна площадка, что в петербургском искусстве интересно так же, как Малевич и Шагал, и что за 25 лет удалось собрать сотрудникам.
Фото из архива Музея искусства Петербурга XX–XXI веков

Что можно увидеть в новом музее

Сейчас в коллекции 3 тысячи экспонатов, самые ранние из которых относятся к 1910 году. И хоть работы из собрания успели побывать в разных городах России и даже доехали до Италии и Греции, в Петербурге о них знают мало. Разве что о тех, которые были представлены в Русском музее, музеях городской скульптуры и истории города. Центральная на данный момент выставка в Петербурге, на которой показали значительную часть коллекции, состоялась в 2007 году в «Манеже». После этого у горожан не было возможности познакомиться с собранием.
Марина Джигарханян
директор Музея искусства Петербурга:

— У нас представлена практически вся культура Петербурга и Ленинграда, причем представлена очень объективно. Мы старались показать все направления, традиции и стили: как радикальные, так и более классические. Наша задача была — собрать весь этот материал и представить. Зритель сможет понять, что такое петербургское искусство ХХ века.

При формировании собрания музейщиков сначала занимали ближайшие 80-е и 90-е годы. Этот период, по словам директора Марины Джигарханян, представлен в новом музее максимально подробно. Затем стало очевидно, что собранию недостает исторического контекста, и сотрудники обратились к искусству первой половины ХХ века.
Особая гордость собрания — художники 20–40-х годов, среди которых широко известны только такие фигуры, как, например, Малевич и Шагал. Однако Джигарханян уверена, что новый музей должен ответить на вопрос «А что еще было в городе?».
В 90-е ажиотажа вокруг этого периода не было, что позволило музею приобрести у наследников и родственников множество работ. Среди авторов, которых тогда удалось заполучить, председатель знаменитого «Круга художников» Вячеслав Пакулин, участники объединения Алексей Почтенный, Александр Ведерников, Давид Загоскин, обвиненная в формализме скульптор Пелагея Шурига и другие.
Вся коллекция Музея искусства Петербурга ХХ–ХХI веков принадлежит городу, который — раньше дважды в год, а теперь только один раз — выделяет средства на пополнение фонда. Работы помимо искусствоведческого отбора проходят и согласование в экспертно-закупочной комиссии при комитете по культуре.
Фото из архива Музея искусства Петербурга XX–XXI веков
Пока под выставки пригодна только небольшая площадь, которой для работы полноценного музея мало. Поэтому выставить сразу всю коллекцию не представляется возможным — сотрудники МИСП намерены выставлять работы тематическими блоками, регулярно открывая небольшие выставки. Кроме того, музей планирует активно заняться образовательной деятельностью.

Как в городе появился музей петербургских художников

О создании музея современного искусства в городе задумались еще в мэрство Анатолия Собчака. Тогда «Манежу» поручили сформировать петербургскую коллекцию — этим отдел современного искусства ЦВЗ и занимался следующие 25 лет.
Когда мэром города стал уже Владимир Яковлев, коллекция разрослась настолько, что стало понятно: «Манеж» свою задачу выполнил. Тогда под размещение внушительной коллекции рассматривали и помещение на Обводном канале, где сейчас работает океанариум, и Варшавский вокзал, и Никольский ранок, и завод «Бавария» на Петровском острове. Но, как вспоминает Джигарханян, только музейные сотрудники приходили к соглашению с одним губернатором, в городе уже появлялся другой. При Матвиенко, например, коллекцию собирались отправить в так и не построенный «Охта-центр».
Фото из архива Музея искусства Петербурга XX–XXI веков
Особенно остро вопрос о помещении встал, когда здание «Манежа» на Исаакиевской площади закрыли на реконструкцию. Работы местных художников на тот момент заняли все служебные помещения ЦВЗ, а перевозить музейные экспонаты можно только в помещения со специальными условиями. Часть здания на канале Грибоедова уже тогда принадлежала Малому «Манежу». Однако изначально адрес, где раньше располагались полицейский участок и партийный архив, был поделен между тремя инстанциями. Потом здание полностью передали музею, и как только запланированные Малым «Манежем» выставки закончились, сотрудники Музея искусства Петербурга XX–XXI веков начали ремонт.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.