24 октября 2012

Бесплатный показ неизвестного немецкого кино на «Ленфильме»

В пятницу, 26 октября, на петербургской киностудии «Ленфильм» пройдёт бесплатный показ забытого экспрессионистского фильма «С утра до полуночи». В послевоенные 1920-е годы Германия была охвачена тяжёлым экономическим кризисом, но зато вдруг стала лидером в европейском искусстве, выдвинув на первый план молодое течение — экспрессионизм.

После 1920 года для немецкого кинематографа начинается золотой век

Кинематограф, который и сам появился к тому времени довольно недавно, не остался в стороне от этого движения — то была эпоха, когда в создании фильма художник-постановщик был не менее значимой фигурой, чем режиссёр, и многие важные представители немецкой живописи и архитектуры работали в этом качестве на съёмочных площадках. До экспрессионизма в Германии уже выпускалось немало фильмов, но большинство из них остаются в неизвестности; после 1920 года начинается золотой век.
«Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине
«С утра до полуночи» режиссёра Карлхайнца Мартина — один из первых экспрессионистских фильмов. Он вышел в один год со знаменитым «Кабинетом доктора Калигари», но почему-то оказался забыт и не всегда упоминается даже в специальной литературе. Возможно, на судьбе фильма плохо отразился тот факт, что он, во-первых, не снискал успеха в прокате, а во-вторых, долгое время считался утерянным. В двадцатые годы отношение к кино было не тем, что теперь, и целенаправленно архивы фильмов никто не создавал и не поддерживал.

Счёт утерянных немых фильмов идёт на сотни, и сколько среди них потенциальных шедевров — никому не известно

Зачастую плёнки просто смывались или уничтожались, а избежавшим этой участи не всегда удавалось пережить исторические катаклизмы. К примеру, некоторые сцены из знаменитого «Метрополиса» Фрица Ланга были обнаружены только недавно, а другие до сих пор не найдены. Счёт утерянных немых фильмов идёт на сотни, и сколько среди них потенциальных шедевров — никому не известно. До шестидесятых годов «С утра до полуночи» тоже считался утерянным, но затем уцелевшая копия была обнаружена в Японии. Однако в учебники фильм так и не попал; до сих пор он известен только узкому кругу посвящённых.
«Метрополиса» Фрица Ланга
Между тем «С утра до полуночи» интересен не только как хронологически первый образец киноэкспрессионизма, но и как эксперимент, не вполне обычный даже для раннего этапа этого направления. Он полностью снят в плоских графических декорациях — с резкими контрастными линиями и ломаными формами. Похожим образом устроен всё тот же «Кабинет доктора Калигари», но Карлхайнц Мартин в своём экспериментаторстве пошёл даже дальше, чем режиссёр «Кабинета» Роберт Вине. Тема здесь похожая, характерная для первых послевоенных лет, — безумие, и именно поэтому мир, в котором живёт сумасшедший главный герой, выглядит таким неестественным и искажённым.

«С утра до полуночи» интересен не только как хронологически первый образец киноэкспрессионизма, но и как эксперимент, не вполне обычный даже для раннего этапа этого направления

Живой саундтрек исполнит диджей D’dread. Фильм представит куратор и режиссёр Александр Марков. Киностудия «Ленфильм», Каменноостровский проспект, 10 26 октября. Начало в 19:00 Вход свободный

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.