25 ноября 2015

«Плавни для птиц — это как город для человека»: почему петербургский порт встал на пути перелетных птиц

Петербургские экологи протестуют против сокращения территории природного заказника на южном побережье Невской губы Финского залива. По их словам, это угрожает перелетным птицам, которые делают стоянку под Петербургом и количество которых уже сократилось из-за строящегося рядом порта.
«Бумага» узнала у экологов и представителей порта, как завязался конфликт из-за птиц, зачем им нужна именно Невская губа и что будет, если птицы перестанут останавливаться под Петербургом.

Что угрожает перелетным птицам

Весной стаи птиц вылетают с юго-запада Европы, затем двигаются вдоль Атлантического побережья, огибают Голландию и вдоль Балтийского моря летят на северо-восток — к Белому морю. Чтобы восстановить энергию для дальнейшего полета, птицы делают стоянки, которые в зависимости от погоды могут длиться от двух-четырех до 15 дней. Традиционно перелетные птицы останавливаются в районе Финского залива: на северном и южном побережьях Невской губы, рядом с Кронштадтской колонией, островом Котлин, Знаменкой.
— Невская губа является местом концентрации перелетных птиц, прежде всего в весеннее время. Под воздействием течения Невы она относительно рано освобождается ото льда. Кроме того, она мелководна, хорошо прогревается и имеет высокую биологическую продуктивность, — объясняет доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Георгий Носков.
Плавни, Ольгин канал. Фото: bellona.ru
Тем не менее экологи опасаются, что местная экосистема может быть нарушена из-за строящегося по соседству порта «Бронка», возведение которого началось в 2008 году. В 2013 году землю по соседству с портом признали особо охраняемой природной территорией и образовали заказник «Южное побережье Невской губы».
По словам директора центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, из-за строительства была уничтожена часть плавней — мелководья, поросшего тростником, где останавливаются и гнездятся птицы.
— Порт уже сожрал треть плавней, которые были на этой территории. Мы не знаем того порога, когда эти плавни перестанут выполнять функции эффективного аэродрома для города и птиц и мы лишимся миграционного потока.
Стоянки в последние годы сократились очень сильно. То, что осталось, это тот минимум, дальше которого уходить нельзя
«Порог» для экологов — четыре гектара прибрежной земли, которые могут вывести из территории заказника. В июне губернатор Георгий Полтавченко и депутат Виталий Милонов подготовили поправку в Генеральный план Петербурга, согласно которой часть заказника с востока от «Бронки» переведут из зоны зеленых насаждений в военную: формально земля контролируется министерством обороны. Однако, говорят активисты, если в будущем строительство порта распространится и на этот участок, то речь пойдет об утрате еще 30 гектаров плавней Невской губы.
— Стоянки в последние годы сократились очень сильно. То, что осталось, это тот минимум, дальше которого уходить нельзя, иначе стоянки вообще прекратят существование, — говорит Носков. Произойдет резкое сокращение численности птиц, что и произошло с шилохвостью, чирком-свистунком и некоторыми другими видами.
Недавно ученые отправили письмо в Минприроды с просьбой защитить заказник.
Три кластера заказника «Южное побережье Невской губы». Спорная территория — западное окончание левого кластера. Карта: «Дирекция особо охраняемых природных территорий Петербурга«

«Бронка», заказник или Минобороны: кому принадлежит участок

Исполнительный директор ООО «Феникс», которая руководит проектом «Бронка», Алексей Шуклецов отмечает, что проект порта прошел два экологических исследования накануне начала строительства — у обоих положительные заключения.
— Четыре года мы строили и никаких проблем не было, а сейчас все забеспокоились на этапе ввода в эксплуатацию. Лично у меня это вызывает ассоциацию, что, наверное, каким-то конкурентам не очень хочется, чтобы мы вводились в эксплуатацию.
По его словам, когда создавали заказник, в качестве охраняемой природной территории пометили и порт. Об этом представители компании случайно узнали на сайте Заксобрания, после чего сразу же обратились в парламент. На то, чтобы исправить «техническую ошибку», рассказывает исполнительный директор, понадобилось полтора года.
Порт «Бронка». Фото: port-bronka.ru
Тогда же зоной зеленых насаждений пометили и четыре гектара побережья, расположенного рядом с военной частью, которые теперь хотят отделить от заказника. Как пишет «Коммерсант», в марте 2015 года земельный участок под военной частью был с юридической точки зрения сформирован впервые и только после этого Минобороны включило его в свой состав.
Ранее сообщалось, что после перевода участка в зону военной части Минобороны хочет отдать его «Бронке», а те в свою очередь построят там логистический центр. В частности, по информации «Фонтанки», спорный участок был включен в состав будущего порта еще на этапе подготовки к строительству. Начальник управления пресс-службы Минобороны Игорь Конашенков заявлял «Новой газете», что «Феникс» обращался в министерство с просьбой отдать им участок.
«Бумаге» Шуклецов сказал, что вопрос о будущем использовании земель надо задавать военным.
— К этому участку мы отношения не имеем, — сказал он.

Зачем птицам нужны плавни

В плавнях останавливаются перелетные птицы, а также гнездятся некоторые виды неперелетных. Всего на территории заказника зафиксировано около двух сотен видов птиц, среди которых есть виды из Красной книги Петербурга и России: например, наиболее редкие птицы — это малый лебедь, белоглазый нырок, чернозобик, малая крачка, орлан-белохвост, скопа. По словам экологов, на южное побережье приходится 70 % всех перелетных птиц, делающих стоянки под Петербургом.
Благодаря зарослям тростника на мелководьях они могут безопасно размножаться, вить гнезда и добывать пищу. Кроме того, здесь они могут переживать периоды линьки, во время которых птицы фактически беззащитны.
— Плавни для птиц — это примерно то же самое, что город для человека. Птица туда прилетает, тусуется, гнездится, выводит птенцов. Это сложноорганизованное сообщество, и важно, чтобы всё было собрано в одном месте, — объясняет Александр Карпов.
Очень важно, чтобы вся система миграционных стоянок, которая сейчас представлена особо охраняемыми природными территориями, функционировала одновременно
Сокращение числа перелетных птиц на южном побережье признали не только активисты. В октябре комитет по природопользованию опубликовал результаты экологического обследования территории. Там отмечается, что 2015 год нельзя считать показательным из-за холодной и затяжной весны. При этом строительство «Бронки» всё равно назвали фактором, который привел к серьезному сокращению количества птиц в заказнике. В частности, были уничтожены плавни в районе Ольгина канала, которые считались наиболее благоприятными для птиц.
Из сообщения комитета по природопользованию Петербурга:

«В настоящее время основные колонии, места гнездования и миграционные стоянки расположены в восточной части плавней. Западная часть сейчас гораздо беднее птицами в результате влияния строящегося порта: это — фактор беспокойства и замутнение воды, что ухудшает условия существования водной растительности и добычи пищи для ряда видов птиц».

В то же время, отмечают в комитете, западная часть заказника, которую собираются отделить, имеет важное буферное значение, так как защищает остальную часть акватории от воздействия порта. Однако, несмотря на это, заключение экспертизы допускает отделение этих земель от заказника.
Шуклецов говорит, что вред от порта преувеличен, так как, например, при строительстве кронштадтской дамбы образовались новые плавни между комплексом защитных сооружений и прилегающими островами. В свою очередь Георгий Носков отмечает, что необходимо сохранить все места остановок птиц, потому что они используют их по-разному в зависимости от условий.
— Скажем, если ветер южный или юго-западный, то северное побережье закрыто льдом — тогда все птицы в Кронштадтской колонии. Очень важно, чтобы вся система миграционных стоянок, которая сейчас представлена особо охраняемыми природными территориями, функционировала одновременно.

Как отсутствие птиц может сказаться на петербуржцах

По словам экологов, уничтожение плавней может иметь последствия как локального, так и глобального масштаба. Предсказать их сейчас, однако, трудно.
Для петербуржцев может стать заметным, например, загрязнение воды в районе Невской губы, предполагает Александр Карпов: плавни служат не только местом обитания птиц, но и выполняют роль естественного фильтра для воды.
— Кроме того, там выкармливается молодь рыбы, разные беспозвоночные, которые потом регулируют экосистему.
Помимо чистоты воды и биоразнообразия Петербурга, проблемы перелетных птиц могут отразиться и на российском севере. Например, гуси, говорит Георгий Носков, в силу своей энергоемкости съедают значительную часть растительной массы в тундре, благодаря чему она не гниет. Если их число уменьшится, то изменятся и некоторые процессы в экосистеме региона.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.