30 сентября 2014

Каким будет первый петербургский Международный медиа форум

1 октября в Петербурге начнется Международный медиа форум — бывший Кинофорум. «Бумага» рассказывает о причудливой программе мероприятий и о том, чего ждать от очередной реинкарнации фестиваля: в этом году, кажется, для зрителей есть хорошие новости.
Кадр из фильма Ксавье Долана «Мамочка»
На прошлой неделе стартовал фестиваль «Послание к человеку», достаточно стабильно существующий и развивающийся уже четверть века (он продлится до субботы). На следующей начнется Санкт-Петербургский Международный медиа форум (одному Розенталю известно, почему организаторы предпочитают писать последние два слова раздельно) — еще одно событие, на котором будут показывать кино. В отличие от «Послания», история этого мероприятия развивается по принципу Гераклита о реке, в которую нельзя войти дважды: нынешний формат форума — уже четвертый за те пять лет, что он существует.
Устроителям форума хватило смелости отказаться от конкурса
Хорошая новость заключается в том, что новый Медиа форум выглядит гораздо интереснее, чем маловразумительное мероприятие под названием «Санкт-Петербургский Международный кинофестиваль», продержавшееся рекордные два года и успевшее заработать довольно дурную репутацию. Устроителям форума — энергичному государственному агентству «Роскино» — хватило смелости отказаться от конкурса, который почему-то до сих пор считается обязательным атрибутом киносмотра, и вместо этого заполнить расписание авторскими программами. По сути, это означает, что вместо европейских фильмов второго-третьего ряда, из которых состоял прошлогодний конкурс (другие фестиваль просто не смог бы получить), у нас будет шанс увидеть концептуальную и гораздо более содержательную программу. Кроме того, имеется обширная деловая программа для профессионалов, а также образовательная: этот год для петербургского фестивального движения отмечен возвращением в него Александра Сокурова. Он уже проводил воркшоп для молодых кинематографистов в одной из предыдущих версий Кинофорума. В этом году режиссер отобрал участников мероприятия через интернет (они присылали на фестиваль свои любительские короткометражки). Мастерская озаглавлена «К.Л.А.С.» (забегая вперед, это еще не самое странное название в структуре форума) и будет базироваться в Репине.
Александр Сокуров
режиссер:

— Нужно способствовать тому, чтобы наиболее талантливые наши молодые люди получили возможность снимать, чтобы их не держали за руки, за ноги и за голову, чтобы не закрывали им глаза и уши. Тем, кто знает, что происходит в интернете, известно, сколько в России есть блестящих режиссеров — тех, кто снимает за гроши, ни на кого не полагаясь, у кого есть собственные идеи. Нужно дать им доступ к инструменту, помогать им — практически и внятно, без демагогии и обмана.

Одно грандиозное событие ожидает зрителей уже в первый день фестиваля: на его открытии 1 октября покажут «Мамочку», инстаграм-фильм премированного в Каннах канадского вундеркинда Ксавье Долана. Впрочем, эта картина и так скоро выйдет в прокат, но у нас есть шанс посмотреть ее за полтора месяца до этого, что, конечно, важно в случае настолько модного режиссера. Дальше — восемь программ с причудливыми названиями латиницей: от подборки нового британского кино до фильмов из Северной Кореи.
Кадры из фильма Ксавье Долана «Мамочка»Кадры из фильма Ксавье Долана «Мамочка»Кадры из фильма Ксавье Долана «Мамочка»
Сразу две программы курирует звезда российской кинокритики Борис Нелепо. В одной из них — N-L-PO — собраны научно-фантастические фильмы, о которых вы вряд ли когда-либо слышали: неизвестный шедевр Райнера Вернера Фассбиндера о виртуальной реальности, аргентинский фильм «Вторжение» по сценарию Борхеса, британская картина с молодой Тильдой Суинтон, а также итальянский экшен шестидесятых и современная французская антиутопия, снятая без спецэффектов в недостроенных парижских небоскребах.
Борис Нелепо
кинокритик:

— Саму историю кинематографа можно читать как историю фантастики. Она позволяла режиссерам размышлять о том, что такое воспоминания, человеческое сознание, воображение, а значит, искусство вообще. 2001 год, о котором когда-то снимал Кубрик, давно наступил. Мы обнаружили себя во времени, которое многим режиссерам казалось недостижимым. Устарели ли их картины? Определенно, нет. Оказались ли точны в прогнозах и предостережениях? Зачастую да.

Вторая программа того же куратора — подборка главных фильмов последнего кинофестиваля в Локарно, который в профессиональных кругах имеет репутацию одного из лучших в мире. Некоторые, как, например, сам Борис, ставят его на первое место — выше Канн, не говоря уже о Венеции. Локарно — бастион бескомпромиссного авторского кино, и постановщики, которых он открывает, впоследствии часто становятся звездами мировой режиссуры. Впрочем, авторы, представленные в локарнской программе, и так уже имеют культовый статус, хотя и в узких кругах: победитель фестиваля Лав Диас, чьи длинные фильмы часто сравнивают с романами, барочный режиссер Эжен Грин и португальский авангардист Педру Кошта. Здесь же покажут фильм-эссе «Социализм» — «одиссею по истории кинематографа», последнюю работу финского документалиста и киноведа Питера фон Бага, скончавшегося 17 сентября.
Канны тоже представлены в программе форума — программой под названием (не спрашивайте) MAMENTUM, собравшей французские фильмы, представленные на фестивале в мае. В первую очередь это англоязычная «Зильс-Мария» Оливье Ассайяса, которая сводит на экране Жюльет Бинош и Кристин Стюарт из «Сумерек», и «Сен-Лоран. Стиль это я» — эстетский фильм о модельере, выдвинутый от Франции на «Оскар». Под неожиданно информативным названием NON-FICTION скрываются пять документальных лент — среди них фильмы о Бьорк, Сьюзен Зонтаг и книжном магазине в Нью-Йорке (этот фильм снят при участии Мартина Скорсезе). TEEN SPIRIT — фильмы о подростках: там сбегают из дома или со школьной экскурсии, играют в хоккей и впервые сталкиваются со смертью.
Кадр из фильма Оливье Ассайяса «Зильс-Мария»
Михаил Трофименков, недавно написавший книгу «Кинотеатр военных действий» о политическом кино во второй половине XX века, в своей программе TROFEY исследует, как эта традиция продолжается в новом столетии. Герои фильмов, которые он представит, — левые террористы Европы 1970-х и Латинской Америки 2000-х, могущественные банкиры и французский президент Олланд. Существует мнение, что на самом деле любое кино — политическое (Михаил, насколько нам известно, его разделяет): это можно будет увидеть в ретроспективе фильмов из Северной Кореи KOR-KOR, которые вряд ли покажут где-то еще в обозримом будущем. Даже те картины КНДР, которые не касаются политики напрямую, отмечены особенностями государственного устройства страны: герои вдохновляются идеями товарищей Кимов вне зависимости от того, чем занимаются (здесь, например, есть фильм о футболисте).
Василий Корецкий
кинокритик, куратор программы KOR-KOR:

— Главный в КНДР трактат по теории и практике кинопроизводства — книга товарища Ким Чен Ира «О киноискусстве» — политическое послание, облеченное в форму практических замечаний о мастерстве монтажа и грима. Снятые в соответствии с этими указаниями фильмы — своеобразные наследники сталинского стиля. Кинематограф КНДР — это кинематограф мечты, мечты куда более страстной и эйфорической, чем музыкальные комедии Александрова.

Более привычные территории исследует программа BRITANNICA Алексея Медведева — четыре фильма из Великобритании. Эти картины развивают национальные традиции островного кино, которое в силу языковых причин больше других страдает от влияния Голливуда, — характерный юмор («Каникулы мечты» и «Поездка в Италию», продолжение культового сериала со Стивом Куганом и Робом Брайдоном), камерную семейную драму («Разрушители» с Бенедиктом Камбербатчем) и городской криминальный триллер («Шестнадцать»).
Приличному человеку подобает посмотреть на Медиа форуме если не все, то многое
В общем, приличному человеку подобает посмотреть на Медиа форуме если не все, то многое. Помимо кино, имеется еще телевизионная программа, хотя смотреть на большом экране пилоты уже вышедших сериалов типа «Настоящего детектива» — менее понятное развлечение, а премьеры вроде нового сезона «Родины» пройдут только по приглашениям. Вообще, довольно большая часть форума скрыта от посторонних глаз: пока публика будет смотреть кино, в здании Биржи откроется медиарынок, место встречи продюсеров с дистрибьюторами; заявлено участие крупных, как принято говорить, игроков типа Warner Bros, HBO и Netflix. Хотя и незаметная для тех, кто не имеет отношения к кино и медиа, эта часть форума — едва ли не самая важная деталь его концепции: Роскино, чья сверхзадача — включение российского кино в мировой процесс, стремится к тому, чтобы фестиваль стал международным индустриальным событием, которого в России сейчас не хватает (на Московском кинофестивале, к примеру, рынка нет). В некотором смысле это аналог Петербургского экономического форума.
Екатерина Мцитуридзе
глава Роскино и генеральный продюсер СПММФ:

— Мы не могли предположить, что в итоге форум приобретет и дополнительный смысл. Ни те, кто производит кино-, теле-, IT-контент — профессионалы, ни те, кто его потребляет — простые зрители, не должны страдать из-за политической конъюнктуры. Культура — это мост, связывающий страны и людей доброй воли.

Действительно, в нынешней обстановке немного странно выглядит запуск мероприятия с международными амбициями. Но на самом деле фестивалю в таком формате вряд ли страшны политические кризисы, и не потому, что культура связывает страны (как бы ни хотелось в это верить), а потому, что центральной составляющей форума станет медиабизнес. Для него, как известно, политическая конъюнктура действительно не важна: Россия все равно остается одним из крупнейших рынков с большим потенциалом, и это значит, что предприниматели все равно будут сюда приезжать. Естественно, сейчас ни в чем нельзя быть уверенным — завтра Госдума может, например, запретить американское кино, но если этого не случится, Медиа форум, вероятно, имеет шансы на успех.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.