13 марта 2013

«Какая разница, кто что говорит?!»: регги-исполнитель Матисьяху
о любви и иудаизме

В Петербурге выступит Матисьяху — еврейский регги-исполнитель, автор одной из лучших пластинок в своем жанре. Накануне приезда он рассказал «Бумаге» о внезапной смене имиджа, любви к людям и рэпперах в узких штанах.

Фото с сайта Matisyahuworld.com
— У ваших девушек очень успокаивающий акцент. Правда, еще что-то о России, о вашей музыке я сказать не могу, хоть мои предки и жили в Одессе, — исполнитель «хасидского регги» Матисьяху сам говорит с небольшим акцентом: если не знать, что он всю жизнь прожил в Америке, можно было бы подумать, что он одессит. Акцент — это, наверное, единственная странная черта, оставшаяся с ним. В 2006-м он привлек внимание не только боевитым регги Youth и лиричной King Without A Crown, но и клипом, где, облаченный в хасидское одеяние, он прыгает в толпу. Тогда все поражались, как на одной пластинке может быть одновременно Иерусалим и Вавилон, хасидизм и музыкальное растафарианство. В 2008 году он получил от журнала Esquire премию «Самый обожаемый чудак». В 2009 году в России многие шли смотреть на него именно как на аттракцион. В итоге, аккурат после предыдущего тура в Россию в декабре 2011 года, Матисьяху сбрил бороду и пейсы, отложил в сторону кипу и стал похож на самого обычного — и довольно благополучного — жителя одноэтажной Америки, чем вызвал негодование особо ортодоксальной части его поклонников.
Матисьяху до смены имиджа
— Какая разница, кто что говорит!? Понимаете, для меня это важный процесс перемен, эволюции. И все это не было для меня чем-то особенным, — говорит он без всякой злобы в голосе. Матисьяху вообще один из самых спокойных и миролюбивых музыкантов, с кем когда-либо кому-либо придется общаться. Его размеренный голос сродни монашьему. Смирение — важная черта артиста, и без бороды и ермолки он продолжает соблюдать обряды, и его отношение к религии не изменилось. С одной стороны — бойкий регги с летящими гитарными соло, тугой бас, с другой — трепетное отношение к традициям и религии. В России подобные вещи порой оказываются несовместимыми. — Не знаю, что происходит у вас там, — говорит он, когда его спрашивают об отношении к кризису религиозных ценностей в России, — но мне кажется, объединение религии и музыки, традиции и новшеств обязательно должно быть. Это то, чем я сам занимаюсь и буду заниматься.

«Мне кажется, объединение религии и музыки, традиции и новшеств обязательно должно быть. Это то, чем я сам занимаюсь и буду заниматься»

Впрочем, и в музыке для него существуют кое-какие границы. В свое время, когда он записывался с христианской металл-группой P.O.D., одним из условий совместной работы было отсутствие упоминания слова «Бог» в песнях. Те согласились. В результате на пластинке Testify есть два хита — оба спеты Матисьяху, оба вытянул именно он, положив поверх гитарного кваканья и лязга свою раггу. Ему не привыкать — на своих дисках у него сходятся и злой хип-хоп, и хардроковые соло, и просто регги. Разве что дабстепа не хватает. И оттого ему нравится то, что происходит с современными роком и рэпом. — Лет семь назад инди-рок считался рэпперами совершенно uncool. А теперь посмотрите на Фаррелла, на Канье Уэста, когда он делает трек с Daft Punk. Посмотрите на этих новых рэпперов в узких штанах. Так должно было произойти. Но вокруг слишком много конфликтов, войн, убийств, люди очень агрессивны. И то, что они поют, является отражением их реальности. При этом реальность Матисьяху поначалу тоже нельзя было назвать благополучной. Выросший в семье соцработников, в какой-то момент он пустился во все тяжкие, увлекся веществами и стал кататься с прогрессив-рокерами Phish по Америке. Родители его еле-еле затащили в реабилитационную клинику. Там он занялся музыкой, обучился битбоксингу, переехал в Нью-Йорк, где и приобщился к хасидизму. Теперь в разговоре он по несколько раз в минуту повторяет слово «любовь» в ответ на вопрос об идеологии музыки регги и сожалеет о том, как миру ее не хватает. — Просто я нашел возможность нести любовь именно таким способом. Уравновешивать зло песней у Матисьяху пока получается довольно успешно — его песни стабильно оказываются на первых местах в профильных чартах. Он работает с боевитыми электронщиками Crystal Method, играет экзорциста в фильме «Шкатулка проклятия» (Possession), поет песни Леннона для Amnesty International и говорит, говорит, говорит о любви к ближнему. Но каждый раз, когда его спрашивают, как же справиться со злобным настоящим и что вообще он думает по этому поводу, он повторяет: «Мне сложно об этом судить. Это сложно», он постоянно осекается и не хочет называть это пропагандой. — Поймите правильно, — говорит он, прежде чем положить трубку, — мне не хочется никого судить, я просто пытаюсь нести любовь, — последнюю фразу он проговаривает особенно медленно, акцент становится еще сильнее. Сильнее становится и ощущение, что реальность Матисьяху куда красочнее и интереснее, чем кажется из его песен. Главное — никого не судить. 16 марта. Начало в 20:00 «Космонавт», Бронницкая улица, 24 От 1200 рублей

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.