Первые зрители «Матильды» в Петербурге рассказывают, почему пришли на фильм и что их разочаровало в картине

Против фильма Алексея Учителя «Матильда», который рассказывает об отношениях Николая II и балерины Матильды Кшесинской, выступали депутаты Наталья Поклонская и Виталий Милонов, православные организации «Христианское государство» и «Царский крест». Несмотря на их попытки запретить ленту, в четверг, 26 октября, картина вышла в широкий прокат.

Почему одни зрители ругают фильм за пафос и художественный вымысел, а другие за это же хвалят, как на их решение прийти повлиял скандал вокруг картины и почему некоторые считают, что искажение истории делает ленту лучше? «Бумага» поговорила с петербуржцами, которые побывали на одном из первых киносеансов.

Ольга, 47 лет

Работает в торговле

— Из-за скандала вокруг картины я давно хотела ее увидеть — пришла на первый сеанс. Удовольствие от фильма, безусловно, получено: хорошая игра актеров, интересный сюжет, замечательная операторская работа. Особенно запомнились сцены балета и декорации дворца. Во время просмотра возникает такое хорошее ощущение — если зритель его испытывает, это хороший фильм.

Очень сильно удивилась, когда пришла в кинотеатр — а тут огромные очереди. Мне в какой-то момент даже стало страшно, что не достанется билетов, в итоге взяла один из, наверное, 10–20 последних.

Зал у нас был полный: много пожилых людей, какой-то мужчина, который перед сеансом пошутил про бомбу, а во время титров начал говорить о Советском Союзе. Испортить мои впечатления у него не вышло.

Марина, 59 лет

Работает в сфере экономики

— Я, наверное, ожидала от фильма большего. У меня не было каких-то предположений в плане сюжета, потому что я не смотрела ни рекламы, ни трейлеров. Этот фильм мне был интересен по большей части из-за истории, некоторые факты из которой я повторила перед просмотром.

В итоге лента показалась мне слишком пафосной: повсюду софиты, экстравагантные речи героев, Николай II вообще в конце на Ходынке встает на колени и смотрит в никуда под звуки салюта. Все события разворачивались слишком стремительно, некоторые моменты, как мне кажется, были показаны не в полной мере. Это портит впечатление.

Безусловно, создатели фильма имеют право на свою версию, свое представление. И с этой точки зрения фильм хорош, но всё равно хотелось бы увидеть больше раскрытия личностей персонажей: как Николая и Матильды, так и окружения царя и его жены.

Николай, 20 лет

Студент

— Я бы не пошел, наверное, на этот фильм, если бы не пиар-ход с православными, Поклонской и другими депутатами. Вокруг фильма было так много разговоров, что его нужно было посмотреть, чтобы понять, как всё на самом деле.

Самое смешное, что Поклонская всё время говорила, что фильм недостоверный, что из-за этого на него не нужно идти. Так в итоге и есть в некоторой степени, но все пошли.

Я бы назвал фильм хорошим, если бы не знал историю: там показывают, как Николай II после коронации приезжает на Ходынское поле, оплакивает погибших, а в действительности он о давке вообще ничего не знал, ему об этом сказали только на следующий день.

При этом я знаю об этой истории только из биографии Николая II: мне ничего не было известно о Кшесинской до этого фильма, например. Но некоторые моменты там явно искажают историю намеренно. Фильм для одного раза: с красивой картинкой, понятным сюжетом.

Кирилл, 27 лет

Менеджер

— Фильм крутой, даже несмотря на всё, что там неверно. Это же фильм: он должен давать хороших персонажей, интересную историю, ненавязчивое моралите в конце. И со всем этим он справляется очень хорошо: нагоняет пафос дворцами, создает атмосферу красками. Ты смотришь и понимаешь, почему герои делают так, а не иначе. Реальных людей же за эти два часа не передать, поэтому в угоду сюжету жертвуют достоверностью. Это нормально.

Всё идет по типичному сценарию: главный герой — в нашем случае Николай — в ходе фильма меняет свои взгляды на любовь, долг, сам делает выбор. Есть явный антагонист, которого играет Козловский, он хочет разрушить счастье Николая с Матильдой. Есть неявные антагонисты: мать цесаревича и генерал, которые разрушают счастье Николая с Матильдой из-за своих убеждений. С этой точки зрения всё очень хорошо.

Мне кажется, фильм можно было бы ругать, если бы он позиционировался как достоверно-документальная кинолента. Но этого нет, он просто берет известную обстановку, обыгрывает ее и интересно рассказывает свою историю. Это как марвеловские адаптации: они берут сюжеты и делают из них что-то другое. Только «Матильда» играет на более серьезном уровне.

Александр, 56 лет

Бизнесмен

— Еще полгода назад я думал, что фильм вообще запретят, и переживал из-за этого. Когда «Матильда» все-таки вышла, я нарочно приехал сюда из Эстонии, где сейчас работаю, чтобы посмотреть ее. Конечно, не только ради этого, но в том числе. По итогу: картину смотреть нужно, она хорошая.

Колебания императора, его непоследовательность и слабоволие показаны достоверно: особенно хороши сцены, где он будто разрывается перед выбором, бежать за Матильдой или идти по зову матери. Я не знаю, насколько это достоверно, но наблюдать за этим интересно.

Эффекты там зрелищные, антураж неплохо подобран, игра актеров хорошая. С учетом того, какой бэкграунд у фильма, стоит прийти и узнать, что тут всё на самом деле вот так.

Валентина, 80 лет

Пенсионерка

— Я пожалела 100 рублей, которые потратила на фильм. Половина фильма — вымысел и ложь. Зачем нужен был такой ажиотаж, непонятно. В картине показан какой-то маленький период жизни Кшесинской и Николая и преподносится как судьбоносная история. Я допускаю вымысел в художественном кино, но не в таком фильме и о таких людях.

Не буду говорить о том, как из царя сделали какого-то идиота, но особо мне жалко Матильду Феликсовну: она была женщиной умной, расчетливой, а здесь — импульсивная, действует всё время на эмоциях. Это просто не она.

Если честно, я не ожидала от фильма ничего. Это и получила. Пришла просто потому, что было интересно посмотреть на людей, которые тоже придут.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.