9 ноября 2012

Золотое смешение в музыке Mash Up

Пока музыкальный мир заражён поиском нового звука, в самом сердце Петербурга — в одном из внутренних двориков Казанской улицы — группа Mash Up этот звук нашла самым неожиданным способом. «Бумага» рассказывает об особенностях нового направления, которое благодаря отечественному наполнению смогло обрести не только форму, но и внутреннее содержание, а также представляет первые записи коллектива, объединённые в EP.

Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»

Достоевский против зомби

Как в своё время появились рок-н-ролл и гранж, так в конце нулевых электронщики разработали направление в музыке и назвали его «mashup». И это была скорее техника, чем стиль. Руководствовались они принципом: «А что если смешать песни Jay-Z и The Beatles?». В скором времени такие же эксперименты появились в литературе. Первым и самым известным произведением в этом стиле стало творение американского писателя Сета Грэма-Смита под названием «Гордость и предубеждение и зомби».

Mash Up переводится как «смешение, микс»

Академический сюжет романа Джейн Остин в интерпретации Грэма-Смита переходит в жанр зомби-хоррора, а по ходу повествования выясняется, что герои владеют боевыми искусствами. — Название Mash Up не свалилось на нас с неба и не приснилось во сне, — рассказывает вокалист группы Женя Онидзука. — Мы долго над ним думали, и придумали его совсем недавно. Мы хотим его оправдать: Mash Up переводится как смешение, микс. Так получилось, что я прочитал про новое направление в литературе, где в старинном романе появляются зомби. То есть тут тебе Достоевский, и — раз — появляются зомби. Это очень на нас похоже.
Женя Онидзука, вокал и гитара
Только если в американском романе смешение выглядит как стёб, внедрение в размеренную жизнь героев жуткого осознания зомби-апокалипсиса, для петербургских музыкантов этот микс представляет нечто большее.

Эмоциональное смешение

Так как музыка — предмет, с трудом поддающийся описанию, и восприятие его крайне субъективно, описание её чаще всего превращается в споры о вкусах, и даже математика не в силах померить музыкальную гармонию. В музыке Mash Up не услышишь заранее подготовленные и просчитанные ходы, объединяющие один стиль с другим. Ребята из группы изобрели новое звучание, заменив формальный метод смешения, придуманный электронными коллегами, на интуитивный, подсознательный. — Хотя мы и стараемся смешивать равные пропорции, всё равно всё идёт по наитию, — объясняет Женя смысл золотой середины между «задротством» и неказистым порывом души. — Для нас важнее эмоциональное смешение, сложность восприятия, чем музыкальная алгебра. Мы смешиваем несовместимое, не боимся, что это будут куски из разных песен. Мы порой специально путаем слушателя, вынуждая ещё и ещё переслушивать песню, чтобы понял её, а пока он в ней разбирается, она нравится ему всё больше и больше.

«Пока слушатель разбирается в песне, она нравится ему всё больше и больше»

Если вдуматься, в этой эмоциональной сложности Mush Up кроется история, положившая начало рок-н-роллу. Мало кому в 50-е нравился грубый звук, который издавали первые гитары Фендера. Перегруженный, резкий, он больше походил на скрежетание чего-то металлического, неестественного. Но нашлись люди, храбрецы, которые пошли на это насилие над собой, а спустя некоторое время рок стал музыкой целого поколения. Если верить каналу BBC, неприродный характер этой музыки чувствует даже вода, кристаллы которой под классику образуют симметричные узоры, а под Metallica не Бог весть что.

Музыкальная перезагрузка

Как поведёт себя вода при проигрывании песен, которые войдут в следующие альбомы Mash Up, — большая загадка. Парни планируют смешать классическую музыку и рок, для этого даже будет проведена «субмарина» — особое собрание, когда люди готовят запасы еды и воды, остаются на определённое время в закрытом пространстве, завешивают окна, прячут все часы, отключают интернет. В это время Mash Up собираются слушать и анализировать классическую музыку. После «субмарины» они наверняка выдадут что-то новенькое. — У меня впечатление, что у слушателей наша команда вызывает либо безумный восторг с первого аккорда, либо сразу «хейт». Середина как таковая отсутствует. Нет кого-то, кто скажет: «Ну да, нормально», — оценивает свою музыку Женя. — Обычно команды придерживаются одного стиля. Сейчас это либо инди, либо электроника в зависимости от волны. А мы не в волне, мы вне её. Так получилось, что мы ни с кем особо не объединились, нас больше интересуют эксперименты.

В ближайших проектах Mash Up — рэп про Петербург на испанском языке, рок-дабстеп композиции и инди-рок на русском языке

В ближайших проектах Mash Up — рэп про Петербург на испанском языке, рок-дабстеп композиции и инди-рок на русском языке, которого очень не хватает на фоне успеха Pompeya. И, надо полагать, это будет качественный инди-рок: парни интуитивно отходят от канона «куплет — припев». Само смешение предполагает неожиданные решения, ведь внутри одной песни необходимо уместить разные ритмы и стилевые оттенки. — На песню может быть всего один припев, а потом долгий проигрыш, и только когда слушатель уже совсем забыл о припеве, он снова появляется в самый неожиданный момент, — считает Женя. При том что парни играют в одной группе, все они слушают совершенно разную музыку. Может быть, поэтому у них возникла идея не только погружаться в свои эксперименты, но и следовать мнению первых своих фанатов.

Гуманитарная помощь

— Очень важно критично воспринимать свою музыку, надо уметь отключаться и осознавать себя слушателем, — говорит о взаимодействии с аудиторией басист Артём Яковлев. — Мы хотим поймать музыкальные вкусы нашего слушателя, угадывать следующую цифру в геометрической прогрессии изменений этих вкусов. Необходимо быть вместе с ними, необходимо ловить их эмоции. Группа с первой ноты должна зажечь публику. Это очень важно. Канала два — либо музыка, либо текст. Для нас это в первую очередь музыка.
Артём Яковлев, бас
Первый EP группы, презентация которого состоится 21 ноября в MODе, стал отчётным: из четырёх композиций в него вошли первая To Know, с которой всё начиналось, («Мы уже тогда пришли к пониманию, что нужно смешивать»), и самая последняя Everybody Love Somebody. Всё это парни сделали за один год, совсем недавно они праздновали день основания и теперь переходят на новый уровень.

У первого ЕР типичный для Mash Up звук

— Мы хотели сделать ЕР забойным, простым, чтобы люди увлеклись. А следующие наши песни будут сложнее. Этот первый выпуск, можно сказать, имеет типичный для Mash Up звук, и все, кто пойдёт с нами дальше, кто будет нас слушать, уже при выходе полноценного альбома окунутся в новое звучание. На EP парни возлагают большие надежды. По словам Жени, если публика примет формат, в котором представлены первые записи, Mash Up и дальше продолжат смешивать именно эти стили, только уже более изобретательно. Среди представленных на первом сборнике: рок, инди и танцевальная музыка.

Золотое сечение

Перед записью EP парни специально ограничивали себя в прослушивании любой музыки, для того чтобы сделать запись максимально естественной, свободной, хотя при сведении всё-таки были даны определённые указания по звучанию: это объединение Arctic Monkeys и Foo Fighters. Мастеринг нарочно проводился с учётом того, что подача музыкантов на записи была равносильна их подаче на выступлении. Mash Up хотели, чтобы на записи был живой, немного сырой звук. Из-за этого, например, не сразу получилось записать бас.
Дима Ульянов, гитара
— Когда мы писали барабаны и бас, необходимо было отыграть всё за один раз, — вспоминает Артём. — Я приехал на Спасский переулок, он был весь в дыму, в метро захожу — страшная жара, а я только вернулся из пригорода. Я тогда стал повторять про себя: «Сознание, не покидай меня». Очухиваюсь, а меня уже поднимают. Из туннеля горячий воздух. Душно. Кое-как добрался до студии, так же и отыграл — это, конечно, никуда не годилось. В текстах группы Mash Up не поднимаются социальные проблемы, нет историй про несчастную любовь. Вокал они используют как инструмент, украшение мелодии в купе с протяжными гитарами, напористым басом и ритуальными барабанами.
Данила Мегатронподоляк, ударные
— Подсознание, подача, эмоции. Ты можешь понять пару слов и уже формируешь представление — это круто. Наши тексты просто про жизнь, они не несут нагрузки, — рассказывает Женя. Так же без нагрузки, за одну репетицию, взяв мотив из воздуха, парни сочинили песню On Fire, которая тоже вошла в релиз. Женя, автор рифа, сам не помнит, кто автор какой песни, кто что придумал. Творчество, говорит, абсолютно коллективное.

«Музыка не в пальцах, музыка в душе, в сердце»

— Был у меня один крутой гитарист. И все группы, в которых он участвовал, разваливались. Все индивидуальные способности в группе должны быть равны, вот тогда кайф. Тогда происходит совместная работа. Музыка не в пальцах, музыка в душе, в сердце. Я, когда искал музыкантов в группу, не смотрел на то, какой техникой они играют, как они круты на своих инструментах, я смотрел, как человек любит музыку, действительно ли до глубины души, до костей. Потеряется кто-то из нашей команды, всё сразу изменится, что-то уйдёт. Именно поэтому мы Mush Up.

EP#1 группы Mash Up

Состав группы: Женя Онидзука — вокал, гитара Дима Ульянов — гитара Артём Яковлев — бас Данила Мегатронподоляк — ударные

Читайте также:

Артём Косов
Авторы: Артём Косов
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.