Дай дорогу: что думают чиновники и эксперты о безопасности пассажиров маршруток

Комитет по труду и занятости Петербурга планирует добиться того, чтобы через пару лет в пассажирских перевозках работали только граждане России. По мнению чиновников, это снизит количество аварий с участием маршруток.

«Бумага» узнала у экспертов в сфере городского транспорта, что на самом деле влияет на безопасность перевозок и возможно ли полностью избавиться от приезжих водителей в маршрутных такси.


Фото с сайта fontanka.ru

Комитет по труду и занятости решил радикально бороться с ДТП, в которых виноваты водители маршруток. Глава комитета Дмитрий Чернейко заявил, что в течение двух лет все водители-иностранцы будут уволены. По замыслу чиновников, эта мера должна повысить безопасность на дорогах и увеличить количество рабочих мест для россиян.

Сократить количество трудовых мигрантов, работающих в пассажирских перевозках, комитет собирается за счет квоты на рабочие места для иностранцев. Нововведения коснутся в первую очередь частных перевозчиков, где, по подсчетам чиновников, 80 % водителей — иностранцы. В городских компаниях «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс», напротив, большинство работников — граждане России.

Эта мера пока только обсуждается, но с 5 ноября в силу вступит федеральный закон, по которому водить машину без водительских прав российского образца будет запрещено. Это может осложнить деятельность частных перевозчиков, которым придется либо уволить, либо оперативно заменить всех иностранных водителей в штате.

Комитет по транспорту Петербурга направил в Правительство России предложение о том, чтобы упростить процедуру получения прав российского образца для трудовых мигрантов. По закону сейчас, чтобы получить права нужной категории, необходимо пройти обязательное обучение в автошколе. Комитет по транспорту предлагает заменить его для приезжих водителей устным экзаменом. После успешной сдачи водитель сможет получить права российского образца, действующие на срок миграционного разрешения. Когда разрешение закончится, мигрант должен выехать из страны. Но если он снова приедет на работу в Россию, получить временные права он сможет уже без экзамена.


Владимир Федоров,

сопредседатель МОО «Город и транспорт» и руководитель РОД «Петербуржцы за общественный транспорт»

Я не думаю, что замена водителей поможет решить вопрос с безопасностью перевозок. В городе достаточно маршрутов, где работают не просто граждане России, но и по национальности русские люди. Но при этом часто их поведение на дороге тоже вызывает много вопросов. Основная проблема кроется не в том, что гастарбайтеры купили права и не умеют ездить — среди них есть приличные водители. Многие из них работали водителями в своих республиках.

Основная проблема заключается в том, что каждому водителю спускается определенный план выручки, которую он должен собрать. Все, что водитель привозит сверх этого, он может оставить себе. В погоне за рублем основной задачей становится не безопасная перевозка пассажиров, а именно доход, который распределяется между руководством предприятия и водителем. Сбор выручки является основной целью перемещений, а это негативнейшим образом влияет на безопасность. В государственных унитарных предприятиях «Горэлектротранс», «Пассажиравтотранс» тоже есть план, но и существует понятие ответственности за безопасность. У коммерческих перевозчиков при наличии серьезных отделов безопасности во главу угла ставится выручка, из-за которой начинаются гонки на дорогах. При этом на нарушения водителями ПДД глаза закрываются. Одна из основных задач — избежать признания виновности при происшествиях в ГИБДД.

«Основная проблема заключается в том, что каждому водителю спускается определенный план выручки, которую он должен собрать»
Сегодня в городе ощущается острый дефицит водителей автобусов и городского электрического транспорта. При этом тысячи человек имеют права с необходимой открытой категорией. Однако не просто так гастарбайтеров берут на работу — они готовы получать за свой труд меньшие деньги. Чтобы сделать эту профессию более конкурентоспособной и привлекательной, необходимо повышать зарплату. Так что вторая причина — нарушение социальных механизмов: водители хотят зарабатывать столько же, сколько зарабатывают люди высокой квалификации и уровня образования, имея при этом гораздо более низкую подготовку.

До тех пор пока не будут устранены эти причины, можно нанимать водителей любых национальностей, но ничего не изменится. Замена прав и намерение брать на работу только россиян проблему ни на дорогах, ни на рынке труда не решит.


Евгения Титова,

генеральный директор «Петербургского бюро транспортной информации»

За два года возможно заменить всех водителей на граждан России, но для этого нужно поднять престиж профессии и улучшить условия труда. Это непростой социальный процесс, к тому же изменился рынок пассажирских перевозок. Если раньше было двадцать маршрутов, то теперь их гораздо больше: понятно, что выше конкуренция и условия игры на рынке теперь другие. Возможно, что через два года в Петербурге исчезнет дефицит водителей категории D, но для этого нужны комплексные меры и скоординированная работа разных ведомств.

Сейчас, чтобы получить права этой категории, человек должен по собственной инициативе заплатить от 70 до 90 тысяч рублей автошколе и потратить на обучение три месяца. Ни один коммерческий перевозчик за свой счет обучать будущих водителей пока не возьмется. Нет гарантий, что человек не уйдет на работу к конкурентам или на туристические маршруты. Даже у государственного перевозчика автошкола выпускает в год только 300 водителей категории D. Дефицит российских водителей в городе сейчас составляет около 4500 человек. Полностью отказаться от услуг трудовых мигрантов до 5 ноября, я думаю, будет очень проблематично.

«Дефицит российских водителей в городе сейчас составляет около 4500 человек. Полностью отказаться от услуг трудовых мигрантов до 5 ноября, я думаю, будет очень проблематично»
Насколько мне известно, сейчас в Госдуме обсуждаются программы, позволяющие приезжим водителям, успешно сдавшим экзамен по ПДД на русском языке, получить российские права на время действия рабочей визы. Я считаю это правильным подходом. Дискриминация по национальному признаку при приеме на работу недопустима. Водитель должен быть в первую очередь профессионалом своего дела.

Все городские перевозчики (в том числе и государственные) привлекают на работу приезжих водителей. На коммерции в Петербурге сейчас соотношение следующее: примерно 30 % водителей — россияне, 70 % — мигранты. В области несколько иная ситуация, например, есть филиалы, где почти все сотрудники — граждане России. Многие перевозчики сейчас проводят набор персонала в других регионах Северо-Запада. Но, повторюсь, быстро проблему дефицита не решить — нужно полностью менять подход: развивать автошколы, субсидировать обучение, чтобы оно стоило не 70 тысяч, а хотя бы 20, переобучать людей после армии — сейчас человек, пришедший из армии, не имеет право заниматься пассажирскими перевозками.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Mobile Analytics