6 мая 2015

«Мы вроде магазина органической еды»: как «Люда» стала самой модной галереей города

Впервые о «Люде» заговорили в 2009-м: в течение года под руководством художника Петра Белого на площадке в центре Петербурга собрались все значимые фигуры городской арт-сцены. Спустя пять лет пространство возобновило работу: теперь о «Люде» говорят в Москве и за границей, а Петр вместе с коллегами получает крупные арт-премии и приглашения на международные выставки.
«Бумага» рассказывает, как кураторам удается делать популярную галерею при ежемесячном бюджете в 20 тысяч рублей и почему небольшое пространство на Моховой стало центром художественной жизни города.
Фото: Михаил Григорьев / «Люда»
Самой модной петербургской галереей руководит Петр Белый, художник и куратор. Недавно он вместе с командой получил всероссийскую премию «Инновация» за выставку современного петербургского искусства «Сигнал» в здании одноименного завода на проспекте Кима.
Сейчас Белый участвует в проекте On My Way в Венеции: работы самого Петра, его сокуратора по «Сигналу» Александра Теребенина, других петербургских авторов и картины художников знаменитого Арефьевского круга выставляют параллельно с программой Венецианской биеннале. Но самый значимый для Петербурга проект Белого — возрождение когда-то легендарной галереи «Люда».

Какой была «Люда» в нулевые

Работы художника Белого находятся в частных и государственных собраниях в России и за ее пределами, он занимается живописью, печатной графикой и инсталляциями. За проект «Тишина» в 2009 году Петр получил премию Курехина. Тогда же имя Белого связывали и с другим громким проектом: девять месяцев он был куратором галереи «Люда», расположенной в небольшом помещении во дворах Моховой улицы.
Каждую неделю в пространстве гаража, названном по имени его владелицы, открывалась новая экспозиция. За это время в «Люде» успели выставиться практически все значимые петербургские художники тех лет — Тимур Новиков, Петр Швецов, Аня Желудь и многие другие. В октябре 2009 года галерея закрылась. Критика назвала «Люду» лучшим городским арт-событием, а Петр — законченным «личным аналитическим проектом по форматированию субкультуры Петербурга». Частично результатом этой работы стал и «Сигнал».
С осени 2014 года на Моховой, 42 снова работает «Люда»: владелица площадки, как рассказывает Белый, пожелала возобновить работу галереи. Открыться вместе с международной биеннале современного искусства Manifesta 10, работавшей с конца июня в Петербурге, у «Люды» не получилось, в противном случае галерея «была бы в тысячу раз более популярной». Тропинка к галерее, как говорит Петр, «протоптана» и «намолена» городской арт-средой, но теперь это уже концептуально другой проект.
Петр Белый
куратор «Люды»:

— Прошло пять лет, и внутри этого времени, мне кажется, произошел раскол. Тогда был перестроечный драйв двухтысячных, время огламуривания искусства и глобальной надежды. Сейчас же время глобального разочарования: большинство людей растеряны и просто не знают, что им делать.

«Люда-2»: искусство за пределами Петербурга

Новая «Люда» всё так же изучает субкультуру. Только в этот раз география интересов намного шире: Омск, Пермь, Волгоград, Уфа в России, а также Эстония, Швеция, Беларусь. «Это бесконечная история, — говорит Петр. — Всё равно при наших возможностях нам всех не привезти».
Возможности галереи действительно довольно скромные. Специально оборудованное помещение предоставлено команде бесплатно, то есть главная статья расходов — аренда — исключается. Пространство поддерживает St. Petersburg Arts Project: на все нужды галереи предоставляется 20 тысяч рублей. Иногда, когда проекты привозят из-за границы, кураторам удается получить европейские гранты, что несколько покрывает расходы на перелеты художников.
В самой «Люде» вместе работают трое: Петр, ассистент куратора Лиза Матвеева и Виктор Тимофеев, он помогает с монтажом и другой сложной работой. «У нас один помощник, на которого и уходит часть денег, — рассказывает Белый. — Мы с Лизой работаем бесплатно. Художники здесь чаще всего довольствуются только площадкой — все всё понимают».
По словам Петра, добиться оригинальности и одновременно гармоничности в работе галереи ему удалось благодаря собственному многолетнему кураторскому опыту.
— Открывая «Люду», мы не совершали тех ошибок, которые часто допускают молодые галереи, — говорит Белый. — Мы четко определили выставочную политику, принципиально не проплачиваем рекламу. Нашим главным критерием является независимость: у нас нет ни начальника, ни цензуры. Это как продуктовые магазины: есть органика, а есть супермаркет. Вот мы вроде магазина органической еды: собираем искусство некоммерческое, но самое перспективное.
— Галерея «Люда» — мое любимое место в Петербурге, — вскоре после открытия проекта рассказывал «Бумаге» Николай Молок, куратор параллельной программы европейской биеннале Manifesta. — Мне не очень нравятся выставки, которые они делают, но это другой вопрос. Мне нравится сама атмосфера площадки, она напоминает мне Москву 90-х, настоящую движуху.
По убеждению команды «Люды», аудиторию галереи нельзя назвать маргинальной. Прежде всего потому, что само понятие «маргинальность», как считает куратор, давно стало «одним из самых продаваемых в арт-мире товаром». Художественный интерес галереи представляют не звезды и художники-хедлайнеры, как говорит Лиза, а те, кого до «Люды» никто не привозил и кого без галереи могут и не увидеть в Петербурге.
— Для меня «Люда» — это скорее социальный проект, — объясняет Белый. — Я чувствую, что мы делаем часть общества, пусть и маленькую, лучше. Разумеется, мы не можем соревноваться с тем же Главным штабом, но там очень вялая политика: по выставке в полгода и пафос. А мы как раз борцы с пафосом, мы скорее выступаем как сторонники нормального — того, как должно быть.
Основная аудитория пространства — это молодежь. На открытие очередной выставки, как заметили организаторы, приходят в основном друзья галереи и арт-общественность, но в другие дни работы экспозиции, когда галерею открывают по звонку зрителей, в «Люде» собирается публика, редко связанная с искусством напрямую.
Лиза Матвеева
помощница куратора:

— Приходят в основном молодые ребята, такое ощущение, что старшеклассники и студенты первых курсов. При этом все очень вдумчивые, проводят в галерее в среднем по часу: читают все тексты, обходят экспонаты по несколько раз. Видно, что для ребят поход на выставку — это такой же досуг, как поход в кино, шопинг в «Галерее» или бары. Тем более сейчас искусство в какой-то степени разрекламировали все эти истории с «Тангейзером» и запретами Милонова — люди, мне кажется, ходят еще и из протеста.

Петр считает, что в городе наконец выросло «расслабленное» поколение, забывшее советскую власть и всю связанную с ней суету:
— Не знаю, хорошо ли это и куда это нас приведет, но в России появилась очень спокойная молодежь, которая готова истратить час своей жизни на какое-то там эстонское или пермское искусство.
Теперь вместе с ростом популярности галереи и достижениями партнерских проектов Белого в Москве и Европе растут и амбиции «Люды»: в ближайших планах, например, — привезти в Петербург проекты из Швеции и Норвегии.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.