7 мая 2013

Более 3000 петербуржцев выступили против вывоза импрессионистов из Эрмитажа

Обеспокоенные горожане собирают подписи против возможного перевоза работ импрессионистов из Эрмитажа в Москву. Причиной стало обращение директора ГМИИ Ирины Антоновой во время прямой линии с президентом: Антонова давно мечтает соединить петербургскую и московскую коллекции в возрожденном Музей нового западного искусства. Петицию подписали уже более 3000 петербуржцев и жителей других городов.

Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс», 1867
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова неоднократно поднимала вопрос о возвращении в Москву работ французских импрессионистов и постимпрессионистов и о возрождении Музея нового западного искусства. Музей открыли на основе впечатляющих коллекций фабрикантов и меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова в 1928-ом в бывшем особняке Морозова. В него приводили пролетариев смотреть на упадочное буржуазное искусство. Распределение картин из коллекций Щукина и Морозова между Эрмитажем и ГМИИ началось еще в 30-е годы. Тогда многие работы были бесследно утеряны. Окончательно полотна развезли по двум городам к 1948 году. Ирина Антонова считает, что восстановленный Музей нового западного искусства — «это последний шанс для Москвы иметь музей мирового искусства международного качества». По ее мнению, «этот музей нужно обязательно восстановить в Москве, и тогда в столице будут Третьяковская галерея, Кремль, Исторический музей и Музей мирового искусства». Очевидно, что петербуржцы не поддерживают такой план. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уже заявил, что будет отстаивать право сохранить коллекцию в Петербурге. Однако Антонова полагает, что «у Пиотровского как у президента Союза музеев России должен быть более широкий взгляд на то, что такое музей в России».

Ирина Антонова, директор Пушкинского музея:

«Государство когда-то уничтожило этот музей и, на мой взгляд, сейчас государство должно его воссоздать. Это нужно сделать по многим нравственным и прочим причинам. У нас исполняют музыку Шостаковича и Прокофьева, учат стихи Ахматовой, наконец, был восстановлен храм Христа Спасителя, пора восстановить и Музей нового западного искусства в Москве»

По словам Антоновой, она еще не успела обсудить вопрос с министром культуры Владимиром Мединским, однако петербуржцы уже направили на его имя петицию с просьбой «не рассматривать поставленный госпожой Антоновой вопрос как заведомо абсурдный». Так, петербургский театральный режиссер Андрей Могучий, пишет в комментарии к петиции: «Надеюсь что разум одержит победу в борьбе с амбициями и сиюминутными конъюктурными резонами, провоцирующими раскол и распри в художественной среде и эскалацию бессмысленного противостояния Москвы и Петербурга».
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже», 1897
Многие подписавшиеся обращают внимание на опасность прецедента с реституцией культурных ценностей: перенос коллекции из Эрмитажа в Москву может положить начало нескончаемой цепочке требований вернуть произведения искусства как в государственные учреждения, так и в частную собственность.

«Для нашего города исчезновение подлинников Ренуара, Матисса и Пикассо равносильно переносу в первопрестольную Медного всадника, Ростральных колонн и захоронений императоров. Это невосполнимый удар по культуре города и исторической памяти живущих в нем людей»

Коллекция Щукина и Морозова в прошлом веке была невероятно важна для отечественных живописцев и поклонников искусства. Открытая для всеобщего обозрения с 1909 года домашняя галерея Щукина вместе с собранием Морозова стали школой для русских художников. По общему признанию, коллекция фабриканта Сергея Щукина — одно из лучших мировых собраний французской живописи второй половины XIX — начала XX веков.
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.