Сложно представить более странный бизнес, чем кайтстанция на побережье Финского залива. Тем не менее в Сестрорецке уже шестой сезон работает станция FLY. «Бумага» узнала у владельца, что его побудило открыть такое рискованное предприятие и как вечеринки «для своих» продвигают его дело. — Самый клевый месяц — июнь: часто ветер дует. Сейчас вот затишье, в августе это обычное дело, — объясняет Саша, владелец кайтстанции. На побережье действительно штиль, в шезлонгах и гамаках лежат загорелые парни и девушки. Рядом с ними люди, приехавшие сюда из города на выходные, кажутся суетливыми и излишне бледными. Александр Морев занимается кайтсерфингом уже семь лет. До этого были скейтбординг, BMX, сноуборд и виндсерфинг, потом Саша попробовал кайт и забросил все остальное. Шесть лет назад Морев с другом Евгением Богачевым открыли кайтстанцию FLY — пока единственную на всем побережье. На ней работает пять инструкторов, которые в основном учат новичков. Снаряжение можно арендовать прямо на станции, и Саша даже настаивает на этом, потому что любит учить «на своем». Райдеры могут оставить кайты на хранение — тоже, разумеется, за деньги. Вот и весь бизнес. — Тут надо понимать, что мы отличаемся по стилю. У нас, видишь, молодежь, все рисуют, поют, видео снимают, вечеринки устраивают, — объясняет Саша концепцию своей станции. FLY действительно стала центром притяжения кайтсерферов, в сезон — с конца мая по сентябрь — на станции проходят вечеринки для своих. Это и стало главным маркетинговым решением. О существовании FLY узнают в основном по сарафанному радио, за последние несколько лет тусовка разрослась за счет новых кайтеров и их друзей и знакомых. В этом сезоне станцию обновили, сделали ремонт силами все той же кайтерской тусовки. Помещение перестроили и расширили почти в два раза, появились шкафчики для хранения вещей и оборудования и барная стойка. На небольшом домике — огромный оранжевый логотип, так что пройти по побережью и не заметить станцию невозможно.
#FLYKITESURFSTATION2013 from FlyKiteSurfStation on Vimeo.
— Ты знаешь, люди здесь бездельники, но в то же время каждый знает свое дело и умеет что-то свое. Никто нигде не работает, но все ребята толковые, все с высшим образованием. Это просто философия жизни — никто не хочет работать в системе. Обычно серферы проходят примерно одинаковый путь: сначала катаются для себя, потом, добившись определенного уровня, начинают учить других и в итоге открывают собственную школу. Когда сезон заканчивается, инструкторы FLY едут, например, во Вьетнам, где они продолжают работать под брендом школы. Независимые инструкторы работают также: если на родине климат не подходит, уезжают на сезон в другую страну и работают на местную школу, отдавая 60 % прибыли с каждого урока. Во FLY вся прибыль делится пополам между инструктором и школой.Деньги, зарытые в пляж, — это упущенные деньги. Любой бизнес такого типа — бар, станция, прокат — это просто авантюраМногие райдеры зарабатывают на сотрудничестве с брендами и производителями экипировки. Но вот открывать школу, по наблюдениям Морева, по жесткому, тщательно просчитанному бизнес-плану никто не будет. Дело даже не в философии и не в легком отношении к жизни. С точки зрения экономики процессов риски очень высоки. К Саше обращались инвесторы, готовые вложить в кайтстанцию несопоставимо больше, чем она стоит сейчас. Но каждый раз он отказывался. — Мне много раз деньги предлагали, но я говорю, что деньги не нужны. Это все нужно переживать и чувствовать. Кайтстанция — не кирпичный завод, который будет приносить кирпичи стабильно. Деньги, зарытые в пляж, — это упущенные деньги. Любой бизнес такого типа — бар, станция, прокат — это просто авантюра. Поэтому если есть цель заработать, я бы посоветовал торговать кирпичами или продуктами. Когда все, от чего ты зависишь, — это ветер и климат, просчитать стартовый капитал сложно. Бюджет на запуск кайтстанции складывается из аренды земли на пляже и стоимости оборудования. Комплект со всем необходимым снаряжением для кайтсерфинга стоит около 100 тысяч рублей, на станции FLY таких комплектов — десяток. Но Саша объясняет, что новые кайты покупают редко: самые ходовые — подержанные, они намного дешевле, за счет этого получается постоянно обновлять оборудование. По сравнению со странами, где кайтсерфинг более распространен, школу или станцию в России открывать, конечно, затратнее. «За какую ерунду не возьмись, все стоит денег, жить, строить — тут все дороже», — жалуется Морев. О господдержке и развитии кайтсерфинга в России даже улыбчивые райдеры говорят всерьез. Когда станция только открывалась, Морев пошел в Фонд развития малого и среднего бизнеса при городской администрации — надеялся получить государственную поддержку и льготные условия для своего малого бизнеса. Там к идее кайтстанции отнеслись без энтузиазма, и с тех пор с государством Морев связывается неохотно. Да и зачем? Инструкторы FLY, как и остальные райдеры, проводят в России от силы полгода. На это время им нужно немного — чтобы ветер на заливе не стихал. На выходных в хорошую погоду на станции занимается по пятнадцать человек в день, и для FLY это хороший результат. Что касается текущей работы: покрасить станцию, собрать мебель, прибрать пляж — всегда помогают друзья. На дружбе и многолетней тусовке, собственно, и строится условный бизнес Морева, который, скорее, можно считать местным культурным явлением, чем коммерческим предприятием.