10 сентября 2012

Третий срок: чем плох новый формат Петербургского кинофорума

С 21 по 29 сентября на нескольких площадках города пройдёт Петербургский кинофорум, на этот раз объединивший сразу четыре фестиваля. На днях стало известно, что председателем крупнейшего из них станет Эмир Кустурица. Ещё до начала мероприятия кинообозреватель «Бумаги» скептически оценивает новую версию Кинофорума — третью за три года его существования.

Дмитрий Месхиев. Фото с сайта Nena24
До открытия Санкт-Петербургского кинофорума осталось всего две недели. Заголовок новостей такого типа обычно предполагает прилагательное «ежегодный» и порядковый номер, но в нашем случае это не так просто. Недолгая история петербургского кинофестивального движения нетривиальна и запутана: событие под названием «Кинофорум» проходит уже в третий раз, международный фестиваль под этой вывеской — во второй, мероприятие в его нынешнем формате — впервые.

Новый Кинофорум — самый амбициозный проект Дмитрия Месхиева за то недолгое время, которое он возглавлял городской комитет по культуре

Получив высокий пост, режиссёр-чиновник решил централизовать фестивальную жизнь Петербурга, объединив самые известные из маленьких киносмотров города в один большой. Инициатива была реализована.

В составе Кинофорума теперь оказались целых пять событий

Во-первых, это «Послание к человеку» — небольшой, но респектабельный фестиваль Алексея Учителя. Во-вторых, странное и давно потерявшее актуальность мероприятие «Виват кино России», существующее уже почти двадцать лет (задача фестиваля на его сайте заявлена, как «ознакомление широких зрительских слоёв с итогами российского киногода»). В-третьих, студенческий фестиваль «Начало». Затем — выставка «Киноэкспо» и, наконец, главный инфоповод — Санкт-Петербургский международный кинофестиваль с конкурсом, ретроспективами и Эмиром Кустурицей в жюри. Поскольку читатели уже наверняка запутались, стоит ещё раз пояснить: все пять событий проходят в одно и то же время, «Кинофорум» — их объединяющее название.
Эмир Кустурица. Фото с сайта ИТАР-ТАСС
Наибольший общественный интерес, как уже было сказано, вызывает новый МКФ (который с Кустурицей). Что-то похожее делала в июле прошлого года другая команда во главе с Алексеем Германом, Александром Сокуровым и Андреем Плаховым в роли программного директора (в 2010-м Кинофорум прошёл просто как масштабная ретроспектива военных фильмов). В прошлогодней концепции существовали две главных программы: конкурсная для молодых режиссёров и неконкурсная, в которой прошли российские премьеры фигурантов Канн, Венеции и Берлина.

В этой идее был смысл: устраивать соревнование между фильмами, которые уже оценило жюри престижных киносмотров, — удел провинциальных фестивалей, что плохо сочетается с амбициями города

Ставка делалась на дебютантов-экспериментаторов, которые в будущем могли бы прорваться в лидеры мирового кино, подняв репутацию Петербурга как фестивального центра. Лучшие представители молодой российской кинокритики подготовили авторские параллельные программы с круглыми столами.
Александр Сокуров. Фото с сайта Фильм Про
Отправив в отставку прошлогодний состав организаторов, новое руководство, похоже, решило отказаться от этой концепции. Конкурсная программа нового Петербургского МКФ состоит из 14 фильмов, представляющих собой сборную с нескольких фестивалей разного калибра. Три фильма из Канн и два из Берлина соседствуют с призёрами Танжера (это в Марокко) и Риги; имеются лауреаты в актёрских номинациях из Эдинбурга и Иерусалима; Венеция представлена новым фильмом Алексея Балабанова (место жительства режиссёра обеспечило главную, пожалуй, премьеру Кинофорума). Дело не в том, что в Ригу или, тем более, Канны будто бы привозят исключительно плохое кино, — насчёт Риги мы, правда, ничего не знаем, но вполне вероятно, что это не так. В конкурсе даже есть имена, известные тем, кто следит за новостями авторского кино: помимо Балабанова, это аргентинец Пабло Траперо, финн Мика Каурисмяки (старший брат более знаменитого Аки) и Брийянте Мендоса — его фильм «Захваченные» на тему «стокгольмского синдрома» отмечен участием Изабель Юппер. Очень может быть, что и среди неизвестных названий и фамилий найдётся что-то интересное. То, что всё это можно будет посмотреть в Петербурге, — уже хорошо и важно.

Проблема состоит в том, что отсутствие на фестивале «своих» фильмов, не обкатанных более удачливыми предшественниками, автоматически переводит событие в разряд локальных радостей

Громкие слова из пресс-релизов насчёт появления «нового претендента на звание европейской киностолицы» превращаются в бессмыслицу: в Европе проводятся десятки фестивалей с тем же уровнем программы, и это не говоря уж об остальном мире. Дополнительный неудачный фактор — время проведения смотра. Сентябрь насыщен топовыми фестивалями — это Венеция, Торонто и Сан-Себастьян, который вообще совпадает с питерским МКФ день в день. Не затеряться в такой компании будет ещё сложнее (заметим, что в прошлом году был стратегически верно выбран июль). Что касается пресловутого Кустурицы, то его приглашение на пост председателя жюри может вызвать интерес к форуму у петербургских зрителей, но вряд ли даст какие-то очки на международном уровне. Ещё семь лет назад югослав был достаточно авторитетен для того, чтобы распределять призы в Каннах, но с тех пор незаметно успел превратиться из крупного режиссёра в персонажа анекдотов, причём, что хуже всего, несмешных.
Алексей Учитель. Фото с сайта rdh.ru
Ситуацию могут частично исправить параллельные программы. На МКФ анонсирована, например, любопытная ретроспектива «Неизвестный Ленфильм». Программа посвящена забытым картинам главной городской киностудии, которая сейчас находится на грани исчезновения. Из Германии привезут коллекцию лучших фильмов в истории «Форума молодого кино» — секции для дебютантов в рамках Берлинале. Эта программа собрана берлинцами специально для питерского фестиваля и охватывает период с пятидесятых по нулевые: представлены, например, ранние работы таких культовых фигур артхауса, как Цзя Чжанкэ и Бела Тарр. О былом величии председателя жюри напомнит небольшая ретроспектива из первых трёх фильмов Кустурицы. Внимания, безусловно, заслуживают показы двух фильмов советского классика Михаила Калатозова.

Впрочем, вне зависимости от того, насколько в действительности хороши анонсированные внеконкурсные радости, будущее Кинофорума выглядит довольно печально

Объединив во времени сразу четыре кинособытия, городские власти практически уничтожили авторитетное «Послание к человеку»: детище Алексея Учителя и раньше испытывало некоторые сложности с заполненностью залов, а соседство с другими фестивалями дополнительно оттянет от него потенциальную аудиторию. Выдавив из петербургского фестивального движения Андрея Плахова, они потеряли человека, который отлично разбирается в кино, знает изнутри механику мирового фестивального процесса и обладает нужными связями.

Сделав ставку на дайджест того, что уже показали другие, оргкомитет лишил проект международных перспектив

А отказавшись от сотрудничества с Германом и Сокуровым, всерьёз повредил репутации Кинофорума — в Петербурге, в России и за рубежом. Теперь почётный президент фестиваля — Станислав Говорухин, который когда-то был режиссёром, а сейчас стал единороссом и время от времени порождает цитаты, довольно невероятные по накалу консервативного безумия. (Вообще говоря, для молодого фестиваля целых два бывших хороших режиссёра — это слишком.) Недавно стало известно, что организаторы форума заручились поддержкой «Газпрома», который станет генеральным спонсором мероприятия. Если бы организация культурных событий была таким же простым делом, как покупка бразильских футболистов в «Зенит», это было бы неплохо, но в нашем случае подобная новость означает только одно: в проект пришёл неповоротливый государственный капитал, а значит, как минимум несколько лет всё будет пафосно и бессмысленно. Теперь каждую осень петербургских киноманов будут ждать масштабные приготовления и реклама, и каждую осень мы в результате будем получать филиал Московского кинофестиваля — с хорошими архивными показами, но со вторым-третьим рядом актуального кино в основном конкурсе и свадебным генералом в жюри.

Горожане, конечно, будут на это ходить, журналисты будут это освещать, но надежды на то, что Кинофорум может приобрести какое-то глобальное значение, практически исчезли вместе со старым составом организаторов

Вероятно, через какое-то время фестиваль повторит судьбу концертов фонда «Федерация»: всем станет совсем скучно, и затея окончательно сойдёт на нет. А пока можно сходить на Брийянте Мендосу и допремьерный показ Балабанова — ну, давайте сходим, раз уж дают.
В фильме Йоса Стеллинга «Душка» можно увидеть, как выглядят с точки зрения европейцев постсоветские кинофестивали
Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.