Американский художник комментирует петербургский стрит-арт: от пластиковой мухи до граффити в поддержку Сенцова
В Петербурге стартовал ежегодный международный фестиваль паблик-арта «Арт Проспект». Поучаствовать в нем приехали художники со всего мира: из разных городов России, Соединенных Штатов и Европы.
Американский художник Кендал Генри, стараниями которого в нью-йоркском метро появились плакаты, а обычный сквер в Ярославле превратился в город птиц, прокомментировал для «Бумаги» петербургский стрит-арт. Художник и куратор рассказал, почему фотографирующую навоз муху поймут даже те, кто не знает тега #foodporn, и как уличное искусство меняет отношение горожан к политике.

Кендал Генри

Художник
Сейчас уличное искусство изменилось. В Нью-Йорке, например, стрит-арт был всегда, но после 11 сентября он стал, что ли, более очевидным, более вовлеченным в жизнь города. Тогда художники почувствовали, что должны как-то выразить происходящее вокруг. С тех пор мы все чаще стали сталкиваться с объектами стрит-арта в не самых очевидных местах. Это было что-то вроде взрыва.
Люди часто считают, что стрит-арт — это такая разновидность граффити. Но на самом деле это совершенно другой способ выражения. Граффити — это всегда индивидуальный жест, он очень во многом зависит от персоны художника: в конце концов, это его собственное имя, написанное огромными яркими буквами. Стрит-арт — это про послание. Ты не знаешь, кто это сделал, порой даже нельзя выделить элементы стиля художника: стрит-арт-художники чаще всего не подписывают свои работы, потому что главное — послание, а не личность.
Результатом всего этого стало очень интересное взаимодействие стрит-арт-художника и публики. И именно поэтому данное направление в искусстве было так хорошо принято. Стрит-арт — это история про вещи, которые очень близки людям, поэтому аудитории просто понять такое искусство.
Здесь, в России, очень много талантливых стрит-арт-художников и групп. Да, уличное искусство здесь моложе, вы говорите на несколько другом языке, но это не значит, что российский стрит-арт хуже или лучше, чем в Европе или Америке.
  1. Муха на Дворцовой площади
    Фото: sayhello57
    Это очень классная штука. И забавная, что тоже очень важно. Я уверен, что люди поняли, что именно они видели, вне зависимости от знаний в области истории искусств или насмотренности. Муха снимает фудпорн — тут все очевидно.
    Мне кажется, ирония сейчас — очень важный элемент уличного искусства. В то же время работы большей части художников сегодня многослойны: если ты не знаешь, что такое фудпорн, какое место он занимает в соцсетях и как к этому там относятся, то просто видишь муху, снимающую на айфон кал, и ты знаешь, что мухи всегда садятся на навоз, ты можешь увидеть совсем другой смысл в этом всем. Уличное искусство мультиуровневое. Больше знаний позволяет тебе лучше понять шутку.
  2. Мухи на Большой Конюшенной улице
    В уличном искусстве очень важно, чтобы объект был как будто бы невидимым: он должен выглядеть так, будто бы всегда здесь находился. Люди любопытные и внимательные замечают и обращают на эти объекты внимание других. Такое искусство всегда будто бы фон.
    Ты показываешь эту работу мне, я — кому-то еще, люди смотрят фотографии этих мух в социальных сетях и таким образом вовлекаются в стрит-арт, обсуждают, комментируют. Сейчас мы живем в политическом обществе, раньше информацию контролировала небольшая группа людей. Сейчас у нас есть айфоны и другие смартфоны, мы можем связываться друг с другом в любое время и в любой части света. Новые отношения с медиа позволяют нам всем быть фотографами, видеооператорами, журналистами только благодаря одному небольшому гаджету.
    И теперь, когда у нас у всех появился голос, мы хотим выражать себя: говорить, что мы чувствуем, и высказывать собственное мнение. Стрит-арт позволяет нам высказывать свою точку зрения на многие вещи, поэтому, мне кажется, людям нравятся такие художники, как Бэнкси, Шепард Фейри, Swoon и так далее. Многие художники сейчас знамениты, люди их поддерживают, потому что политика больше не является прерогативой собственно политиков, она спустилась к людям.
  3. Граффити в поддержку Сенцова и Кольченко на улице Восстания
    Когда ты делаешь политическое искусство, всегда принципиально важно, кто твоя аудитория. И когда ты размещаешь подобное искусство в городе, важно понимать, насколько люди осведомлены о ситуации. И когда горожанин сталкивается с такими объектами на улицах, для него это становится возможностью узнать больше про происходящее вокруг: что произошло, кем были задействованные в этом люди. Таким образом художник исполняет свою социальную роль в обществе, демонстрируя нам другую сторону конфликта. Иногда это успешная работа, иногда — не очень, но это всегда необходимо.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.