30 марта 2015

Кехман в Петербурге: от бананов и джаза до Михайловского театра

Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман назначен на ту же должность и в Новосибирском государственном театре оперы и балета. Там он займет место Бориса Мездрича, уволенного из-за скандала вокруг оперы Вагнера «Тангейзер». Теперь Кехман не исключает, что в петербургском театре он может перейти на пост художественного руководителя.
«Банановая империя» и роль Принца Лимона в «Чиполлино», скандал с кокаином, банкротство компании, конфликт с труппой и личные амбиции в области театрального менеджмента — «Бумага» вспомнила, чем известен Владимир Кехман в Петербурге.
Фото из архива Михайловского театра

Бананы, церкви и другие интересы Кехмана

Владимир Кехман, выпускник факультета иностранных языков Самарского пединститута, изначально получил известность как «банановый король» из-за принадлежащей ему одной из крупнейших в Европе фруктовой компании JFC. Она не только занималась экспортом, преимущественно бананов, но и владела собственными плантациями, например, в Эквадоре, и торговыми судами. По словам самого Кехмана, с 2006 года он не занимался оперативным управлением JFC, которое перешло на младших партнеров по бизнесу Андрея Афанасьева и Юлию Захарову (проспонсировавших впоследствии постановку детского балета «Чиполлино» в Михайловском).
Несмотря на формальную отстраненность Кехмана от дел JFC, его имя периодически всплывало в связи со скандалами в компании. Так, в 2011 году на борту грузового судна, перевозившего фрукты JFC, было обнаружено 120 килограммов кокаина. Тогда Кехман заявил, что «вся наркоторговля полностью связана с бананами».
Владимир Кехман: «Я по-прежнему говорю на языке бизнеса, при том что мои коллеги зачастую его не понимают»
В начале 2012 года компания JFC подала иск о банкротстве. Крахом «банановой империи» послужила «арабская весна» и финансовый кризис в некоторых средиземноморских странах. Топ-менеджерам компании пришлось отвечать на требования банков вернуть займы в суде, а в конце 2014 года Кехману лично предъявили обвинение в хищении заемных средств, в его кабинете в Михайловском прошли обыски. Среди основных кредиторов JFC были, к примеру, «Сбербанк», «Банк Москвы» и «Райффайзенбанк».
Уже на посту генерального директора Михайловского театра Кехман начал масштабно вкладываться в петербургскую недвижимость. Он купил, например, гостиницу «Речная» и универмаг «Фрунзенский». В последнем Кехман даже собирался открыть концертную площадку Михайловского. Кроме того, гендир театра активно поддерживал реконструкцию церквей не только в Петербурге, но и Гамбурге, за что и был удостоен орденами Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Сергия Радонежского III степени и Серафима Саровского III степени.

В Михайловском театре

Театром и оперой Владимир Кехман изначально интересовался опосредованно; по его собственному признанию, джаз всегда интересовал его намного больше. Как результат — открытие в 90-е годы JFC Jazz Club, одного из главных джазовых заведений Петербурга.
Генеральным директором театра на площади Искусств Владимир Кехман стал летом 2007 года, при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда здание Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского нуждалось в серьезном ремонте, а сам театр — в основательной работе над репертуаром и мотивацией труппы.
Амбиции нового гендира выходили далеко за пределы развития собственно театра. Тем не менее Кехман уже на одной из первых встреч с коллективом установил курс на самоокупаемость, вопреки возражениям о том, что гостеатры никогда не окупаются.
Владимир Кехман
генеральный директор Михайловского театра

— Я по-прежнему говорю на языке бизнеса, при том что мои коллеги зачастую его не понимают. Во многих случаях, не скрою, есть трудности с пониманием. Но мы работаем, идем к сближению.

Новым гендиром в театре предсказуемо были недовольны: по мнению труппы, импортер фруктов должен был заниматься экономическими и хозяйственными вопросами театра, а не художественной частью. Кехман сразу же вернул Малому оперному театру его дореволюционное название, в здании начался ремонт (в реставрацию Михайловского Кехман вложил около 20 миллионов долларов собственных средств), новый глава пригласил на пост руководителя балетной труппой театра балетмейстера Фаруха Рузиматова, а оперный коллектив возглавила певица Елена Образцова.
Осенью 2008 года артисты театра выступили с открытым письмом. В нем труппа жаловалась, что у театра все еще нет художественного руководителя, главного дирижера, главного режиссера и заведующего оперной группой, за год работы в театре поставили только балет «Спартак», а из 20 опер осталось лишь четыре. При этом, вступая в должность, Кехман обещал семь премьер в новом сезоне, в том числе и постановку «Орестея» Александра Сокурова, которую в итоге закрыли. Подписавшиеся отмечали, что многие работы в театре велись без согласования КГИОП, некоторых членов труппы с помощью давления и лжи принуждали уволиться, сотрудникам запрещалось выступать в СМИ.
Андрей Аниханов: «Конкретные художественные вопросы мы как-нибудь сами решим с балетом. Вам не надо вмешиваться. Вы дилетант»
Еще одной значимой претензией к Кехману со стороны театра стало то, что из-за увеличения штата администрации Михайловского многие репетиционные помещения переоборудовали в офисы. Саму сцену и зал неоднократно сдавали в аренду под корпоративные мероприятия, благодаря чему на сцене императорского театра удалось спеть, например, Ирине Салтыковой и Валерию Сюткину. Позднее поп-артисты участвовали и в официальных мероприятиях театра: так, в 2013 году на торжественном концерте в честь 180-летия Михайловского в театре выступил Сергей Шнуров.
Позиции Кехман, практически единолично управляющий Михайловским, укрепил профильным образованием: в 2009 году он окончил продюсерский факультет СПбГАТИ, на котором, по словам преподавателя Академии и театрального критика Марины Дмитревской, его учили критике «по сугубо индивидуальному плану». Кехман стал советником губернатора Петербурга по вопросам культуры, а также сам назначил себя исполнителем роли Принца Лимона в балете «Чиполлино», в той же постановке Редисочку сыграла Елена Образцова. Впоследствии Кехман выступал даже в роли дирижера театра.
Образцова, художественный руководитель Михайловского по оперной части, покинула театр довольно скоро, осенью 2008-го. Официальной причиной была названа чрезвычайная занятость певицы. Образцова отправилась на пару месяцев в Японию, а Кехман заявил, что Образцова обещала продолжать консультировать театр по ряду вопросов, а задуманная ею постановка «Паяцев» пройдет и без руководителя. «У меня и так предложений по постановкам, солистам и дирижерам хватает лет на семь», — сообщил гендир.
Именно на Образцову ссылался Кехман, когда рассказывал о том, как его, человека «верующего, крещеного, православного, как еврея» оскорбила постановка «Тангейзер» в Новосибирске. Оперная певица, по его словам, часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто», поэтому «Тангейзер» для него — «это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников».
Кехман активно вмешивался в творческий процесс Михайловского с самого начала своей работы. Так, главный дирижер Андрей Аниханов, ушедший из театра вместе с Образцовой, рассказывал, как в антракте одного из показов «Лебединого озера» Кехман позвонил ему и предложил выпить коньяку, чтобы как-то оживить лебедей. Те, по мнению гендира, плыли слишком «медленно и печально». Тогда между Анихановым и Кехманов произошел диалог, приведший в итоге к уходу первого с поста.
Андрей Аниханов
дирижер

— Я 15 лет дирижирую этот спектакль — и не только со своими артистами, но и с многими другими труппами. Я не выдержал и ответил: «Конкретные художественные вопросы мы как-нибудь сами решим с балетом. Вам не надо вмешиваться. Вы дилетант». Кехману это не понравилось. Он обиделся и после мощной паузы спросил: «Может быть, вам тогда уволиться?» — «Нет вопросов».

Тем не менее под началом Кехмана в Михайловский театр пришли такие балетмейстеры и режиссеры, как испанец Начо Дуато, Михаил Татарников, Василий Бархатов, из Большого театра Кехман переманил танцовщиков Наталью Осипову и Ивана Васильева. С 2010 года на театр обратил внимание Владимир Путин: в Михайловском начали регулярно проводиться встречи и презентации с участием самых высоких гостей: от визита Леонардо ди Каприо до выездной церемонии премии ТЭФИ и мероприятий Экономического форума.
В 2013 году Михайловский продлил контракт с Кехманом еще на пять лет. Но теперь, после назначения в Новосибирске, действующий генеральный директор не исключает, что в Петербурге могут появиться новые гендир и его первый заместитель, а сам он займет позицию худрука.
Еще при вступлении в должность в 2007 году Кехман заявил: «Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы ее возглавить».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.