22 сентября 2016

От русского севера до европейского авангарда: что смотреть на выставке Кандинского в Русском музее

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Василий Кандинский и Россия». Масштабную экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, собирали по всей России. Она должна показать, как много русского в работах автора, экспрессивный абстрактный язык которого часто считают абсолютно европейским. «Бумага» рассказывает о главных преимуществах выставки.

Выставка в Русском музее — вторая в отечественной истории ретроспектива Кандинского

До петербургской выставки ретроспектива Василия Кандинского прошла в России лишь единожды.

Картины из отечественных и западных музеев выставили в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге в 1989 году, через 45 лет после смерти их автора. В конце XX века его показывали там же вместе с Арнольдом Шёнбергом. А потом, уже в десятые годы этого века, — вместе с художниками «Синего всадника» в Пушкинском музее.

Работы для выставки собирали по всей России

В отличие от ретроспективы 89-го, на нынешней выставке нет работ из Европы. Однако картины для нее собирали буквально по всей стране — в формировании экспозиции поучаствовали 14 отечественных музеев, среди которых — Русский и Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковская галерея.

Подборка работ представляет творчество Кандинского периода конца 1890-х — начала 1920-х, то есть до его отъезда из России (который пришелся на 1921 год). Кроме того, в проекте участвуют и работы из галерей и частных собраний Петербурга и Москвы.

Это первая выставка работ художника в контексте народного искусства севера

Известно, что экспедиция Василия Кандинского в Вологодскую губернию, в которую он самостоятельно отправился летом 1889 года, произвела на художника сильнейшее впечатление. Яркость одежд и интерьеров местного населения его потрясли. 

В целом же народное искусство Русского Севера оказало значительное влияние на мировидение и вкус Кандинского, на его стремление создавать образы с помощью интенсивности и символики цвета и выразительности ритма. 

После экспедиции художник начал собирать лубки, иконы «северного письма» и игрушки. Всё это можно увидеть сейчас в корпусе Бенуа.  В первом же зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства и иконы, цветовая гамма которых отзывается в работах Кандинского и отражает его эстетические поиски 1900–1910-х годов.

Выставка показывает связь раннего Кандинского с неоромантизмом

Благодаря выставленным вместе с работами Кандинского картинам Елены Поленовой, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, Дмитрия Стеллецкого в работах художника просматривается характерные для раннего периода его творчества и того времени в целом неоромантические поиски в народном искусстве.

Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

На выставке в Русском музее представлены и работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Марианны Веревкиной, Давида Бурлюка, Алексея Явленского.

Вместе с Явленским и Веревкиной он создал Новое мюнхенское художественное общество. Остальные участвовали в их выставках. Все они выставлялись и в передвижных Международных салонах Владимира Издебского, и в выставках «Синего всадника» (вместе с Казимиром Малевичем). Это пришлось на начало десятых годов XX века, когда в творчестве художника появились первые беспредметные работы, а их принцип был сформулирован в тексте «О духовном в искусстве и прежде всего в живописи».

Выставка продлится до 21 ноября 2016 года. Стоимость входного билета — 450 рублей для взрослых и 200 рублей для студентов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.