Помогать легко: три альтернативных подхода к благотворительности

Благодаря флешмобу IceBucketChallenge благотворительность из элитарного развлечения супруг состоятельных бизнесменов превратилась в массовое и веселое занятие. Суть акции состоит в том, что если тебе бросили вызов, ты должен облиться ледяной водой и пожертвовать 10 долларов — или только пожертвовать 100 долларов — на борьбу с боковым амиотрофическим склерозом. Сейчас таким образом собрали уже более 110 миллионов.

IBC, естественно, не первая попытка сделать сбор средств на благотворительные цели простым и популярным. «Бумага» поговорила с тремя социальными проектами, которые также подходят к сбору денежных средств нестандартно, и узнала, на слуху ли у петербуржцев названия благотворительных организаций и почему горожане охотно отдают старую одежду.

Фестиваль «Бумократия» в «Четверти» в переулке Пирогова. Фото: Андрей Миллер

«Бумократия»

Благотворительный фестиваль бумажного творчества

«Бумократия» — городской фестиваль, где петербуржцы платят за вход, а собранные средства перечисляются на благотворительность. В этом году «Бумократия» проходит уже во второй раз — в прошлом году площадкой для бумажного творчества стал кластер «Четверть», который в то время располагался в переулке Пирогова. Тогда организаторам удалось собрать 125 000 рублей. Средства перечисляются в благотворительный фонд AdVita, который помогает взрослым и детям, больным онкологическими заболеваниями.

Татиана Кочина, фестиваль «Бумократия»:
— Мероприятия, подобные «Бумократии», уже начинают узнавать, поэтому приходит много людей, которые знают, что такое AdVita. На прошлый фестиваль часть людей пришла именно из-за того, что он благотворительный. Но, несмотря на это, мы никогда не делаем акцент на том, что это социальный проект, главное — это содержание фестиваля, контент. Потому что большинство приходит все же не для того, чтобы помочь детям, а на крутое мероприятие. Очень важно, что мы не платим участникам фестиваля: все художники и ведущие мастер-классов принимают участие в «Бумократии» на безвозмездной основе.

В этом году «Бумократия» пройдет в торговом центре «Питер Лэнд». Под фестиваль отведено 3000 квадратных метров. В этот раз «Бумократию» посвятили теме «Природа и лес». В программе — трехэтажный картонный лабиринт, сказочный лес, бумажные скульптуры, «Парк юрского периода» с двигающимися динозаврами и экзотическими растениями — все создано из бумаги или картона. Традиционно на фестивале пройдут мастер-классы, а для детей будет организована специальная развлекательная зона.

«Нужна помощь»

Благотворительный социальный интернет-портал

«Нужна помощь» — платформа, включающая в себя благотворительный фонд и общественное социальное СМИ: на сайте можно прочитать социально ориентированные материалы, а потом — пожертвовать деньги. Помощь осуществляется конкретным проектам (сейчас их 26), отсюда и слоган — «Помогаем тем, кто помогает». По замыслу авторов, на сайте известные журналисты доходчиво, четко и понятно рассказывают о проблеме и о том, как и на что будут использованы переведенные средства.

«Нужна помощь» собрала уже больше 8 500 000 рублей. К примеру, проекту удалось собрать средства для оплаты работы психолога для родителей детей с несовершенным остеогенезом на целый год. Благодаря собранным средствам работают юристы фонда «Право матери» — они помогают родственникам погибших в мирное время солдат по всей стране — и строятся комнаты совместного проживания матерей с детьми в колонии Владимирской области.

Николай Левшиц, проект «Нужна помощь»:
— Нестандартные ходы в благотворительности — всегда важная и неотъемлемая часть работы. Благотворительность становится все ярче. Все больше и больше сторонников у различных фандрайзинговых кампаний, которые обладают вирусным характером. Так людям легче воспринимать проблемы чужих людей и вовлекаться в происходящее. IceBucketChallenge — самая успешная акция, где люди привлекают внимание к заболеванию БАС. Один раз приняв участие в благотворительной акции, человеку будет в дальнейшем легче продолжать начатое. Крайне важно, что люди не стесняются говорить и показывать, что они занимаются благотворительностью, вовлекая в этот процесс своих друзей и близких.

Сейчас проект «Нужна помощь» запустил акцию «100 рублей помогут спасти 100 жизней» — в течение трех минут каждый может подписаться на регулярные отчисления на благотворительность: система будет автоматически списывать по 100 рублей каждый месяц. По словам представителей проекта, уже сейчас в акции приняло участие 2500 человек.

Сайт проекта «Нужна помощь»

«Спасибо!»

Сеть благотворительных магазинов

Сеть благотворительных магазинов «Спасибо!» с 2010 года занимается прежде всего бесплатной раздачей вещей нуждающимся, а также передает в благотворительные организации прибыль от продажи одежды. Сейчас в Петербурге работает три магазина: на Гороховой улице, 8-й линии Васильевского острова и в Ковенском переулке. Туда попадают вещи только в отличном состоянии. Хорошие вещи «Спасибо!» передает в организации «Ночлежка», «Путь к жизни», «Врачи детям», «Линия жизни» и другие. Кроме одежды магазины принимают и вещи с дефектами: непригодное для ношения отправляют на переработку — так получается регенерированное волокно, которое используют, например, для утепления и шумоизоляции.

За четыре года, что работают магазины, «Спасибо!» удалось собрать более 3 400 000 рублей. Но представители организации подчеркивают, что задача проекта в первую очередь — обеспечивать нуждающихся одеждой, а уже потом собирать средства. Плюс так как магазины развиваются благодаря собственному финансированию, перечислять в благотворительные организации получается меньше средств, чем хотелось бы, — часть прибыли идет на развитие магазинов.

Юлия Титова, сеть магазинов «Спасибо!»:
— Мы сразу поняли, что сбор вещей — это очень востребовано. Есть что-то в российском менталитете, что не позволяет людям просто так выкидывать одежду. Поэтому долго убеждать людей не пришлось — нужно было только создать инфраструктуру. И все это время мы работаем над тем, чтобы отдавать вещи было удобно. Что касается самих магазинов, то наш якорный принцип заключается в том, что люди должны покупать вещи не потому, что они хотят кому-то помочь (мы никогда не давим на жалость), а потому что им понравились вещи. И параллельно они кому-то помогут. Спустя четыре года работы можно сказать, что наша идея о том, что большим городам нужны подобные проекты, подтвердилась.

Сеть магазинов также активно устанавливает в городе и области так называемые благотворительные контейнеры: в большие зеленые ящики с логотипом магазинов с апреля можно опустить ненужную чистую одежду, обувь и книги. Они есть в торговых центрах и креативных кластерах. В августе, например, петербуржцы отдали около 18 тонн одежды и обуви.

«Спасибо!» также регулярно проводит благотворительные мероприятия: фестивали, мастер-классы и вечеринки для фандрайзинга, то есть «упаковывает» социальные идеи в городские события.

Магазин «Спасибо!» на Васильевском острове. Фото: Вашурина Валентина, Вера Зараева
ТЕГИ: 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Mobile Analytics