5 февраля 2014

Искусствовед, коллекционер и Русский музей: история уголовного дела Баснер

Сегодня знаменитому петербургскому искусствоведу Елене Баснер предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Ее подозревают в посредничестве при продаже картины коллекционеру Андрею Васильеву. Покупатель был в полной уверенности, что картина написана художником-авангардистом Борисом Григорьевым, однако подлинник хранился в запасниках Русского музея. «Бумага» вспоминает, с чего началась и как развивалась история на протяжении пяти лет.  

Приобретение картины «В ресторане», 2009 год

В 2009 году коллекционеру Андрею Васильеву предложили приобрести картину известного русского художника-авангардиста Бориса Григорьева — одного из самых дорогих и престижных портретистов России начала XX века, позже переехавшего во Францию. На основе впечатлений о парижской жизни он создал альбом «Интимность», где отдельная серия рисунков называлась «Парижские кафе». Картина, предложенная Васильеву, была датирована 1913 годом и изображала людей, сидящих за столом, — коллекционеру ее представили под названием «В ресторане».
Посредником при покупке стал владелец издательства «Золотой век» Леонид Шумаков, а за картину Васильев заплатил 250 тысяч долларов, что на тот момент было эквивалентно семи с половиной миллионам рублей. Коллекционеру сообщили, что у картины «хорошая биография» и она долгое время хранилась в старой ленинградской коллекции.
Андрей Васильев
интервью «Фонтанке» 2011 года

Главное, что у нее была биография: в 1914 году знаменитый петербургский собиратель Александр Евгеньевич Бурцев опубликовал ее в своем издании „Мой журнал для немногих“, к тому же мне рассказали, что Григорьев продается, как говорится, „из хорошего дома“. То есть вещь была с безукоризненной историей бытования

 

Экспертиза Русского музея, 2011 год

В 2010 году коллекционер отправил картину в московскую галерею «Наши художники», где проходила выставка работ русских мастеров, творивших в Париже. Экспозиция была названа «Парижачьи», в ней участвовало около 60 произведений Юрия Анненкова, Мстислава Добужинского, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, Роберта Фалька, Хаима Сутина, Марка Шагала и других. На этой же выставке сотрудники Института Грабаря увидели картину Бориса Григорьева, представленную коллекционером Васильевым, и сообщили, что знают эту вещь, так как она была у них на экспертизе и признана подделкой. Эксперты предоставили итоги химико-технологического анализа: оказалось, что в красках были пигменты, вошедшие в обиход значительно позже смерти Григорьева в 1939 году. В июле 2011 года Русский музей официально заявил, что картина подлинником не является. Настоящая работа Григорьева называется «Парижское кафе» и хранится в запасниках музея с 1984 года.
По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она не смогла вспомнить, что лично описывала эту работу
Подлинник Борис Григорьев продал петербургскому коллекционеру Александру Бурцеву, который действительно опубликовал ее в своем издании «Мой журнал для немногих» (это была единственная публикация картины до 2010 года). До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде, а после убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где расстреляли с женой как финских шпионов. После войны картину, которая оказалась в антикварном магазине, приобрел профессор баллистики Борис Окунев, а в восьмидесятых его семья передала работу Григорьева Русскому музею. Каталог завещанных музею работ из коллекции профессора Бориса Окунева был выпущен в 1986 году, а автором предисловия и одним из составителей была искусствовед музея Елена Баснер — первый мировой эксперт по живописи русского авангарда, сотрудник именитого аукционного дома Bukowskis. Позже Васильев выяснил, что та же Баснер и передала картину ему через посредника. По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она не смогла вспомнить, что лично описывала эту работу.  

Уголовное дело, 2012 год

Андрей Васильев обвинил Русский музей в продаже фальшивок и хотел подавать в суд: он не исключал, что подделка была изготовлена непосредственно в фондах музея или где-то поблизости. Коллекционер даже просил министра культуры Владимира Мединского провести проверку по этому поводу. Однако в Русском музее не допустили такой возможности, объяснив, что копирование картины — это трудоемкая задача, которая не смогла бы остаться незамеченной сотрудниками.
Евгения Петрова
интервью «Вечернему Петербургу» 2012 года

Копия не могла быть сделана на территории Русского музея. Но утверждать со стопроцентной точностью, что Григорьев никогда не копировался, вряд ли кто-то может. Работа „Парижское кафе“ была создана в 1913 году. Окунев купил ее в антикварном магазине в 1946 году. С 1946 по 1984 год работа находилась у него в частном собрании. Мы знаем от многих старых коллекционеров, как они любили меняться картинами на какое-то время. Практика была такая. И все эти разговоры о том, что Окунев так не поступал, — всего лишь разговоры

Васильев пытался решить дело через суд: сначала подал гражданский иск к Леониду Шумакову, но проиграл по истечении срока давности. Наконец, в июле 2012 года было возбуждено дело по факту мошенничества против Елены Баснер, которая заявила, что начало уголовного расследования ее только радует, поскольку она сама заинтересована в том, чтобы правоохранительные органы объективно разобрались в этой истории. А также подтвердила, что невиновна, а картину получила от некоего Михаила Аронсона, о криминальном прошлом которого, как утверждает эксперт, ей ничего не известно. Он нашел картину, по словам Баснер, у себя в гараже во Всеволожском районе Ленобласти и показал ей. Оказалось, что Аронсон четырежды судим, в Таллине торгует стеклотарой, а в Россию в это время не заезжал.  

Арест Баснер, 2014 год

Елена Баснер была задержана в Санкт-Петербурге 31 января по подозрению в мошенничестве. 2 февраля 2014 года адвокат искусствоведа сообщил журналистам, что срок ее задержания продлен на трое суток — до 5 февраля. Муж Баснер рассказал о том, что у них в доме был произведен обыск, в ходе которого были изъяты все компьютеры, флешки, телефоны. В защиту петербургского искусствоведа выступили многие ее коллеги. 4 февраля была опубликована петиция, в которой авторы просили избрать в отношении Баснер меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Под просьбой подписались более тысячи человек.
Из петиции: «Елена Вениаминовна входит в число наиболее известных и уважаемых знатоков русского искусства; ее труды по истории русского авангарда без преувеличения можно назвать эталонными. Однако Елена Вениаминовна Баснер заслужила безграничное уважение коллег не только научными изысканиями, но и своей честностью и принципиальностью в экспертном сообществе».
За подозреваемую вступился Михаил Пиотровский, посчитавший недопустимым арест и содержание в тюрьме Баснер. По его мнению, следователи действуют некорректно.
Михаил Пиотровский
интервью телеканалу НТВ

Те манеры, когда женщину гуманитарной профессии на несколько дней сажают в тюрьму, — это плевок всей российской интеллигенции

А Русский музей, где работала Елена Баснер, наоборот, открестился от связей с бывшим сотрудником.
Из официального письма музея: «Елена Вениаминовна Баснер с 2003 года не работает в Русском музее и никогда не имела в нем статуса эксперта, тем более международного уровня. С 2003 года никак с музеем не связана, и за ее действия музей не несет никакой ответственности».
Во вторник вечером, 4 февраля, Баснер предъявили обвинение в мошенничестве. Максимальное наказание, которое может ей грозить, — десять лет лишения свободы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.