14 января 2013

Выставку «неприличных» гравюр в Малом зале «Манежа» закрыли
по требованию горожан

Выставку гравюр и рисунков Александра Вилкина «Продленка для олененка» в здании Малого зала ЦВЗ «Манеж» закрыли из-за жалоб посетителей: горожан обеспокоили изображения половых органов у героев Вилкина, среди которых присутствуют и школьницы. По замыслу организаторов выставки «Продленка для олененка», в работах Александра Вилкина зрители должны были увидеть «романтичный рассказ про школьниц, про борьбу с добром и злом, про вселенную, где все равны, любимы и бессмертны». Однако горожане, почувствовавшие свою силу и право решать в обход экспертов, что здесь искусство и кто здесь власть, увидели совсем другое. В администрацию поступили жалобы: посетители выставки сочли представленные работы «неприличными», а изображенное на них — «отвратительной порнографией». Они же дошли и до руководства Большого Манежа, по решению которого выставка и была досрочно закрыта. Выставка была краткосрочной — работы Вилкина должны были висеть на стенах всего четыре дня, не считая дня открытия, так что и без жалоб петербуржцев экспозиция должна была закрыться 13 января. Однако до воскресенья она не продержалась. — В день открытия на выставку пришло около 60 человек, в основном приглашенные, — рассказывает Светлана Сурганова, заведующая выставочным отделом Малого зала ЦВЗ «Манеж». — А в остальные дни, четверг, пятницу и субботу, на выставку приходило по пять-шесть человек. И все они говорили нашим смотрителям, что работы неприличные и выставлять их нельзя. В Малом зале на первом этаже в это время выставлялась книжная графика Бориса Забирохина. Конечно, это разные авторы, разные уровни, поднявшись на второй этаж, зрители были удивлены. А так как мы работаем для посетителей, для разной аудитории, а не для самоутверждения, было принято решение закрыть выставку. В воскресенье она уже не работала.

«Мы работаем для посетителей, для разной аудитории, а не для самоутверждения»

— Ситуации и персонажи, действующие в работах Вилкина, настолько неправдоподобны, что их невозможно воспринимать всерьез. Это шутка. Но отчасти и провокация, конечно, — рассуждает о закрывшейся экспозиции Александра Гарт, куратор проекта. — Все, что происходит в работах, все в мире искусства Вилкина — это совсем не наша реальность. Там сплошное веселье, все друг друга любят. Кто-то рисует кошечек и радугу, Вилкин рисует свиные головы и члены, но смысл тот же: чистая беззаботная радость. Но получается, что не все считывают смысл за такой провокативной грубой формой. Вообще, Вилкин прекрасный рисовальщик, профессионал, один из лучших в городе.

«Кто-то рисует кошечек и радугу, Вилкин рисует свиные головы и члены, но смысл тот же: чистая беззаботная радость»

«Продленка для олененка» — первая из выставок проекта «Двенадцать недель черно-белого искусства», возникшего на базе студии печатной графики «Графический кабинет». По замыслу куратора, Александры Гарт, художники должны были создать работы специально для проекта: «Никакой темы не было, каждый делал, что хотел. Главное, чтобы были использованы печатные техники». К участию пригласили как начинающих, так и уже известных авторов. Молодых художников отобрали на основе конкурса в интернете. В итоге вышло, что в проекте только Иван Сотников и Ирина Васильева специализируются на печатной графике, а среди начинающих авторов некоторые с ней вообще никогда работали.   Следующая выставка, «Бассейн» Марты Журавской, откроется в зале на канале Грибоедова, 103 в среду, 16 января. По заверениям организаторов, Александр Вилкин — единственный автор, чьи работы могли вызвать нарекание общественности.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.