15 марта 2013

«Пассивность — наш заклятый враг»: как работает краудфандинг для концертов?

В январе в Москве впервые прошел концерт, организованный самими фанатами. Нужную сумму для проведения концерта собрали на краудфандинг-платформе imin. По этой же схеме готовится апрельское выступление группы Ramona Falls в Петербурге. «Бумага» узнала у создателей проекта imin, как обойтись без промоутера и самостоятельно привезти в свой город любимую группу.

Георгий Бдоян, Илья Куснирович, Ник Бабин
25 января в концертном зале Москва Hall прошел концерт британской группы The Big Pink. Гастроли музыкантов начались с хлеба, соли и катка у московского ГУМа, а закончилось веселой вечеринкой с фанатами в клубе «16 тонн». С первого взгляда может показаться, что ситуация типичная для концерта зарубежной группы: колоритная встреча, концерт, afterparty, райдер, поклонницы и автографы. Но все, что происходило с группой The Big Pink в конце января в Москве, не случилось бы, если фанаты сами не организовали их приезд в Москву. Инициаторами этих гастролей стали трое друзей — Ник Бабин, Георгий Бдоян и Илья Куснирович. Чтобы не ждать, пока любимые группы доедут до России, они решили самостоятельно организовать их визит. Для этого они придумали краудфандинг-платформу imin, с помощью которой фанаты сами собирают нужную сумму. — Началось все с того, что нам не хватало концертной насыщенности, — рассказывает Ник. — Мы подумали, есть же маленькие группы, которые знают не так широко. Почему бы нам не скинуться на их приезд. Жить они смогут у кого-нибудь в квартире, питаться вместе с нами. Если идею масштабировать, получится концерт более серьезной группы. Еще больше — концерт топовых групп. В России ничего подобного до сих пор не было, хотя в мире эта практика сбора средств развита гораздо лучше. В качестве удачного примера ребята приводят опыт бразильцев: там аудитория краудфандинг-проекта — почти 100 тысяч человек и десятки тысяч долларов им удается собрать чуть ли не за сутки.

«Очень важна прозрачность, чтобы не было третьих и четвертых рук, от которых разрастаются бюджеты»

До бразильцев imin еще далеко: сейчас на сайте чуть больше двух тысяч зарегистрированных пользователей. Московский концерт The Big Pink был первой попыткой найти деньги на выступление самостоятельно, но тем не менее тогда на концерт пришло почти 600 человек. Чтобы привезти британцев в Москву требовалось около 400 тысяч рублей. Ник, Гоша и Илья рассчитали все так, чтобы в эту сумму входили и перелет, и аренда площадки, и размещение музыкантов, и прочие мелкие расходы. В итоге с помощью поклонников необходимые деньги были собраны: эксперимент удался и московский концерт состоялся. А вот в Петербурге эта же схема не нашла никакого отклика. — Нас с самого начала предупреждали, что Питер очень нестабильный город, что некоторые вещи могут собрать народ, а некоторые — нет. Так и получилось, — объясняет Георгий. Тогда на покупку билетов по новой схеме решились всего два человека. Объяснений, почему так произошло, у ребят нет, но они уверены, что пассивность публики можно преодолеть. Для этого на imin действует система бонусов. Поклонникам гарантируют встречи с любимыми музыкантами, памятные постеры и диски, а каждый, кто приведет на концерт четырех друзей, отправится на концерт бесплатно. На это Ник, Илья и Гоша пошли сознательно, они надеются, что вирусный эффект сделает новую схему более популярной. Чем больше людей вовлечено в организацию концерта, тем больше шансов, что он состоится. В случае если нужная сумма не набирается, все деньги возвращают обратно. За все расходы команда imin готова отчитаться. Более того, если кто-то из поклонников может добиться скидки на площадку или обеспечить музыкантам достойное размещение, расходы можно будет сократить. Инициативность вообще неотделима от концепции краудфандинга, именно ее и ждут от публики ребята из imin.

Ник Бабин, сооснователь проекта imin:

«Нужно взять на себя ответственность за то, чтобы концерт состоялся, рассказывать друзьям, что это возможно сделать вместе»

— Тут недостаточно сказать «я точно пойду» или «я, возможно, пойду» и ждать дня концерта. Нужно взять на себя ответственность за то, чтобы концерт состоялся, рассказывать друзьям, что это возможно сделать вместе, — объясняет Ник. — Нельзя просто сидеть и ждать, когда к тебе кто-то приедет. Надо действовать и быть активным, наша пассивность — наш заклятый враг. Сейчас в планах у москвичей раскачать питерскую публику: 25 апреля в клубе da:da должен пройти концерт группы Ramona Falls. Чтобы этот концерт состоялся, требуется смешная, по меркам профессионального промоутера, сумма — 65 тысяч рублей. Пока удалось собрать 70 % суммы, но впереди еще десять дней, за которые решится, приедет американская группа в Петербург или нет. Схема организации концертов с помощью краудфандинг-платформы отлично работает для независимых коллективов. Музыканты охотно соглашаются приехать, потому что, как объясняет Ник, для них выступление среди фанатов, которые сами организовали концерт, это как выступление среди родственников. Но при необходимости схема масштабируется для артистов любого уровня. Пока организация концертов для команды imin — это скорее волонтерский проект, заработать на нем не получается. Эту же схему сбора средств, по словам Георгия Бдояна, можно использовать, если традиционной промоутерской команде не хватает какой-то суммы для проведения концерта. — Мы открыты для всех, все-таки мы те же самые фанаты, которые тоже скидываются, — признаются ребята. — Но очень важна прозрачность, чтобы не было третьих и четвертых рук, от которых разрастаются бюджеты. У нашей системы нет никаких барьеров — маленькая группа или большая, известная или не очень. Все пропорционально: увеличивается бюджет, увеличивается и фанатская база. Главное — это желание и возможности фанатов.

Концерт Ramona Falls

  Клуб da:da, Гороховая улица, 47   500 рублей   Сбор денег идет до 25 марта

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.