26 февраля 2013

Петля времени: как цикличные ролики завоевывают пользователей?

Сервис Coub появился всего год назад, сегодня им пользуются журнал «Афиша» и Первый канал, а аудитория сервиса насчитывает почти три миллиона человек. Антон Гладкобородов, создатель проекта, рассказал «Бумаге», почему Coub — не конкурент YouTube и как короткие цикличные ролики меняют медиаповедение в сети.

Фото: Эрик Панов
На днях стало известно, что ролик «Вот он! Ходит!» на сервисе Coub собрал более миллиона просмотров. Это и новостью назвать нельзя — эка невидаль, на YouTube такое происходит каждый день. Но для Coub — это событие: короткое видео, где человек проваливается в исполинскую лужу, первым из всех роликов Coub собрало такое количество просмотров. Вообще, к тому, что можно найти на сайте Coub, неприменимы слова «видео» и «ролики». Они одновременно похожи и на gif-картинки с аудиосопровождением, и на видео, но ни тем, ни другим не являются. Идея сервиса принадлежит Антону Гладкобородову, и хотя технологически ролики на Coub — это все-таки короткие зацикленные десятисекундные видео, он предпочитает называть их коубами. — Coub не конкурент YouTube и другим видеосервисам. Это совсем другой формат, который сильно меняет смысл любого видео. Фактически цикличность создает дополнительный смысл. Цикл — и есть контент. У нового формата, вписавшегося в тонкий зазор между видео и gif-анимацией, огромный потенциал, который существующие технологии, как ни странно, раскрыть не могли. Антон объясняет, что с помощью коубов можно создавать живые фотографии и анимированные постеры, показывать объекты в 3D или просто обрезать существующие ролики. Пока сервис в основном развлекает аудиторию. Вместо текстовых комментариев пользователи мастерят или ищут подходящий коуб на сайте. Журналы «Афиша», FurFur и Slon.ru используют их для иллюстрации. На днях один из самых популярных коубов появился в эфире Первого канала. Можно говорить, что формат Coub — это в какой-то степени новый тип медиа. — Coub задумывался как массовый сервис. У нас достаточно широкая аудитория. Для кого-то мы создаем игрушку, для кого-то инструмент, для кого-то средство самовыражения. Чтобы пользоваться Coub, не обязательно делать коубы, можно просто их смотреть. С тех пор как пользователям «ВКонтакте» разрешили использовать картинки (в том числе и gif-анимацию) при комментировании, слова стали не нужны. Визуальное воздействие на собеседника точнее передает любые эмоции. Coub идет еще дальше — к динамике добавляется еще и звук. При этом коубы не воспринимаются как видео, в них нет кнопки «play» и зацикленный видеоряд воспроизводится сразу. Несмотря на то что подобных проектов, по словам Антона, нет ни у нас, ни на Западе, Coub — это пока не революция. Но эта технология совершенно точно обладает огромным социальным потенциалом, который создатели сервиса намерены развивать. — Со временем пользователи начинают общаться друг с другом при помощи коубов, — объясняет Антон. — Мотивация довольно простая — это весело и интересно. Создание коубов затягивает, начинаешь играть с редактором, и получаются очень необычные эффекты, смешные странные движения, можно обрезать речь на полуслове. Так появляется неожиданный смысл. Через какое-то время начинаешь замечать потенциальные коубы в фильмах и роликах.

Антон Гладкобородов:

«Это совсем другой формат, который сильно меняет смысл любого видео. Фактически цикличность создает дополнительный смысл. Цикл — и есть контент»

Концептуально самый близкий к Coub проект — это сервис Vine, но и от таких параллелей Антон предпочитает воздерживаться. Более того, в начале лета у Coub должна появиться собственная мобильная версия. В ней акцент будет смещен в сторону социальности и личного контента. Планируется, что в отличие от веб-версии, с помощью мобильного приложения будет создаваться больше коубов из оригинального контента, а не из роликов YouTube или Vimeo. Проект развивается без инвестора, собственными силами команды, которая сложилась в апреле 2012 года. Конкретной схемы монетизации тоже нет, так что назвать Coub полноценным бизнесом пока нельзя. — Конечно, не имеет смысла заниматься веб-проектом, если не планируешь на нем зарабатывать. Но пока все наши усилия направлены на то, чтобы сделать отличный продукт. Он еще далек от того, каким бы мы хотели его видеть. Монетизацией мы будем заниматься позже, и исходить будем из будущих условий.
Команда Coub
Официальный запуск Coub прошел меньше года назад, но идея возникла еще в 2010-м. Как ни странно, по словам Антона, с того момента она практически не изменилась. Наоборот, по мере развития и роста появлялись новые неожиданные варианты использования технологии, которые подсказывали пользователи. Собственно, от того, как будет вести себя аудитория, и зависит возможная монетизация. Антон видит несколько путей: от рекламы и платных функций на сайте до B2B-решений для онлайн-магазинов и медиа. Задумав проект Coub, Антон Гладкобородов вернулся к нему только через полгода и занимался развитием, как он сам признается, по часу каждый день. Сейчас аудитория сервиса почти три миллиона человек, с ним играют и редакторы интернет-СМИ, и обычные пользователи. У Coub англоязычный интерфейс, что типично для сетевых медиапроектов с международными амбициями. Если сервис продолжит развиваться в таком же ритме, одним роликом-миллионником не обойдется. Когда с видео начнут играть по всему миру, можно будет говорить и о прибыли, и о славе, и возможно, о новом медиаповедении, которое спровоцирует российский стартап.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.