22 ноября 2012

Фильмы с легендой нуара Хамфри Богартом покажут в «Авроре»

На пять дней, начиная с 28 ноября, самый крутой парень в истории Голливуда — Хамфри Богарт — захватит кинотеатр «Аврора». «Бумага» рассказывает, почему поклонники американского и олдскульного кино, да и кинематографа вообще, не должны это пропустить. За неполных три десятилетия своей карьеры в кино Богарт создал один из самых иконических образов в истории Голливуда, переходивший из одного его фильма в другой. Макинтош, шляпа, сигарета в зубах и стакан бурбона в руке: с незначительными вариациями Богарт играл одну и ту же роль. Циник, разочарованный в жизни герой, способный оскорбить любого соперника язвительной остротой, но сохранивший благородство и принципы. Если на экране Богарт — значит, он в любом случае окажется круче всех, даже если фильм закончится плохо. Что случалось довольно часто: в смутные времена тридцатых-пятидесятых был высок спрос на мрачные темы. В результате этого возникла стилистика нуара, а Богарт стал главным героем поколения. Первый фильм, в котором он сыграл, вышел в тридцатом — год обвала на биржах и начала Великой депрессии. Последний — в пятьдесят шестом, вскоре после того, как закончилась эпоха «охоты на ведьм» сенатора Маккарти. Что касается нуара, то Богарт стал его олицетворением. Мрачные фильмы об изнанке городской жизни, названные «чёрными», поскольку на экране всегда была ночь, начались с детективов в мягких обложках. Богарт сыграл в экранизации одного из них — «Мальтийского сокола», который считается первым нуарным фильмом. Эта лента дебютанта Джона Хьюстона сделала сорокалетнего актёра звездой. С тех пор нуар ассоциируется именно с частными сыщиками, расследующими заговоры на дождливых улицах Калифорнии. Практически идентичного героя — Филипа Марлоу, чьё имя стало нарицательным, — Богарт играет в «Глубоком сне» по роману классика бульварной литературы Раймонда Чендлера (невероятно запутанный сценарий этого фильма написал, между прочим, сам Уильям Фолкнер). Впрочем, вскоре после «Мальтийского сокола» Соединённые штаты вступили во Вторую мировую войну и американское кино временно переключилось на эту тему. В 1942-м уже готовился шпионский фильм «Через Тихий океан» с участием Богарта: по сюжету контрразведка должна была предотвратить атаку на Пёрл-Харбор. Однако японцы успели напасть на американский порт раньше и в сценарий срочно пришлось вписывать Панаму (название картины осталось, хоть и потеряло смысл). Интересно то, что персонаж Богарта, хоть и трудился теперь на благо отчизны, остался примерно тем же скептиком. То же самое — и в знаменитой «Касабланке», хотя война здесь была не главной темой, а только фоном для романтической линии между персонажами Богарта и Ингрид Бергман. Между прочим, это был первый фильм, где Хамфри сыграл героя-любовника: это сейчас «Касабланка» стала классическим образцом мелодрамы, но тогда продюсеры долго колебались, прежде чем предложить роль Богарту. После войны Богарт закрепил свою репутацию главного актёра фильмов нуар. В четырёх из них он сыграл со своей молодой женой Лорен Бэколл — в их числе уже упоминавшийся «Глубокий сон» и «Ки-Ларго», очередная совместная работа актёра с Джоном Хьюстоном, снявшим «Мальтийского сокола» и «Через Тихий океан». На излёте нуара Богарт стал постепенно отходить от привычного образа: в фильме «В укромном месте» он играет сценариста, обвиняемого в убийстве; в «Двух миссис Кэролл» — художника, страдающего психическим расстройством. В пятидесятые он даже сыграл в романтической комедии с Одри Хэпбёрн — сказочной истории под названием «Сабрина», которую снял один из самых плодовитых режиссёров «золотого века Голливуда» Билли Уайлдер. Впрочем, золотой век уже заканчивался. Богарт умер в 1957-м; через год Орсон Уэллс «Печатью зла» закроет эпоху нуара, потом рухнет классическая студийная система, и времена чёрно-белой классики завершатся. Полное расписание показов можно посмотреть на сайте кинотеатра «Аврора». Все фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. 28 ноября–2 декабря Кинотеатр «Аврора», Невский проспект, 60 В кассе кинотеатра Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.