18 марта 2013

Место для дискуссий: должны ли СМИ штрафовать за мат?

«Бумага» и «Санкт-Петербургская федерация дебатов» продолжают совместный проект. Мы приглашаем вас обсудить одну из противоречивых тем. Новая игра пройдет во вторник, 19 марта. На этот раз на обсуждение вынесен возможный запрет на использование нецензурной лексики в СМИ. «Бумага» вспомнила самые яркие случаи сквернословия на страницах печати и посчитала, сколько раз самое емкое русское слово используют популярные издания в сети.
Иллюстрация с сайта artlebedev.ru
В Википедии в статье «Русский мат» сказано, что первый случай мата в эфире произошел в эпоху гласности — в 1989 году. Академик Михаил Щадов, который в то время занимал пост министра угольной промышленности СССР, в прямом эфире центрального телевидения «послал на хуй» бастующих шахтеров. В 2010 году в сети появилась запись редакционной планерки, вел которую Арам Габрелянов, генеральный директор издательского дома «Ньюс Медиа». В течение получаса журналист чихвостил подчиненных, не стесняясь в выражениях. Тогда матерные пассажи Арама Ашотовича вызвали волну обсуждений у коллег и множество споров в медиапространстве. В декабре 2011 года в журнале «Коммерсант Власть» вышел репортаж Максима Ковальского о том, как на парламентских выборах голосовали россияне, живущие в Великобритании. Материал, красноречиво озаглавленный «Яблочный пуй», иллюстрировала фотография бюллетеня с надписью «Путин, пошел нахуй». Под фотографией стояла подпись: «Правильно заполненный бюллетень, признанный недействительным». Каламбур был понят неправильно, и после скандала Ковальский и его заместитель покинули издательский дом «Коммерсант». По данным фонда «Общественное мнение», индифферентно к мату в СМИ относятся только 19 % россиян, а 74 % жителей страны раздражают матерные слова в СМИ. Более того, 84 % одобряют законопроект, предполагающий штрафы за нецензурную лексику в прессе. И если на телевидении аккуратно «запикивают» не только мат, но и, например, слово «жопа», то в интернете и печати можно найти всякое. Либеральные СМИ чаще всего оставляют все, как есть, считая звездочки и купюры ханжеством. Например, журнал Esquire знаменит тем, что мат во всей красе в материалах, — это осознанная политика редакции. Журнал «Афиша», столь же либеральное, но более осторожное издание, ставит многоточие вместо всем известных букв и выражений. Анализ сайтов популярных СМИ показал, что большинство изданий обходятся с обсценной лексикой аккуратно. Например, на страницах LifeNews, во главе которого стоит как раз Арам Габрелянов, классика русского мата — слово из трех букв — не встречается вообще. Также матерных слов избегают «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» и Slon.ru. Без кокетства емкое выражение использует портал «Грани.ру», хотя точное количество употреблений установить не удалось.   Самой «словоохотливой» оказалась редакция журнала «Сноб». В редакционных материалах обозначенное выражение использовалось 16 раз, а в блогах приглашенных авторов — 94. Стоит отметить, что для чистоты эксперимента «Бумага» использовала простой поиск по сайту и в качестве опытного образца выбрала слово «хуй» как наиболее выразительное.   Уже упомянутый журнал Esquire, который без купюр публикует даже переводные интервью, использовал слово из трех букв 29 раз. Речь идет только о тех материалах, которые удалось найти на сайте. Возможно, случаев сквернословия в печатных номерах гораздо больше.   Замыкает тройку лидеров издание Colta.ru. На этом сайте авторы статей использовали матерное словцо 13 раз. Возможно, такие скромные показатели связаны с тем, что издание открылось сравнительно недавно и багаж ругательств пока не накопился.

Дебаты на тему возможного запрета нецензурной лексики в СМИ, пройдут во вторник, 19 марта, в 19:00 в «Белом зале» библиотеки им. Маяковского

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.