Феми Адениран переехал в Петербург из Илорина — одного из крупнейших городов Нигерии — шесть лет назад, чтобы изучать информатику. Сейчас он работает моделью, пишет музыку и преподает английский язык.
Из-за чего в Петербурге невозможно не заниматься творчеством, в чем российский рэп проигрывает нигерийскому, почему в местной кухне совсем нет острых блюд и как изучение русского языка меняет отношение к людям — в рассказе нигерийца.
Возраст
26 лет
Род деятельности
Модель, музыкант
В Петербурге
Шесть лет
Я не выбирал ни Россию, ни Петербург. Просто здесь была бюджетная программа обмена для факультетов информационных технологий, и я решил попробовать.
До приезда в Россию я знал о ней только то, что читал в книгах или смотрел в фильмах. У меня в голове были очевидные и немного стереотипные вещи типа Ивана Грозного, революции, мафии и водки. О русских я думал, что все они будто из старого анекдота: all Russians always rush (игра слов; переводится как «все русские постоянно спешат» — прим. «Бумаги»). У нас считалось, что русские серьезные и никогда не шутят.
Из-за всего этого я думал, что жизнь в России будет одним большим приключением. Так и вышло, многие стереотипы оправдались. Например, когда я уезжал из Нигерии, у нас было +30, а прилетел в Россию — здесь -30, изо рта пар идет. Нас везли на автобусе, который постоянно ломался, в нем становилось холодно, как на улице. Выхожу на улицу, а там белый снег, отражающий всё.
Хотя вскоре я ко многому привык, и мне стало абсолютно комфортно. Этому поспособствовал и сам Петербург, несколько похожий на мой родной город: такой же «горизонтальный», малоэтажный и большой (по состоянию на 2007 год в Илорине проживало 847 тысяч человек — прим. «Бумаги»).
Чему вас научила Россия?
После нескольких лет учебы я понял, что уже не буду работать по специальности. Пожив в Петербурге, я встретил очень много творческих людей. Они — да и сами улицы города, его атмосфера — вдохновили меня на творчество. Здесь просто нельзя им не заниматься. И я, уже до этого полюбивший читать, писать и делать музыку, начал пытаться сам создавать нечто оригинальное. В Петербурге я занялся модельным бизнесом, стал писать музыку и рассказы, читать рэп. Иногда, даже сам того не замечая, хожу по улицам и начинаю фристайлить.
В Нигерии, конечно, тоже можно создавать что-то свое, но это сложнее. Как минимум из-за экономической обстановки: на деньги от искусства прожить невозможно. Соответственно, там меньше людей, делающих что-то свое, и нет такой концентрации творческих людей, как в Петербурге. Из-за этого теряется та самая обстановка, в которой появляется вдохновение.
Хотя, например, современный российский рэп несколько проигрывает нигерийскому. В этом плане у меня на родине очень богатая рэп-культура: у нас читают на разных языках, попадают на мировые площадки благодаря подаче и стилю. А российские рэп-песни зачастую не очень глубоки, в них пытаются совместить что-то совсем несовместимое вроде лирики и гангста-рэпа. В итоге получается не очень музыкально. Лично мне русский рэп, к сожалению, быстро надоедает.
Кто сыграл для вас важную роль?
Когда я только переехал, мне много кто помогал, и я этим людям благодарен. Но в первую очередь на ум приходит мой старший товарищ из Нигерии — Имманул. Этот человек помог мне сформировать характер и прижиться в Петербурге: косвенно, просто за счет того, что я видел, как он сам поступает.
Он поразил меня как человек: Имманул видел вещи четко, так, как есть на самом деле, мог в любом конфликте выражать свои мысли правильно и дельно. Благодаря этим знаниям теперь я могу общаться с деловыми людьми, например.
Что вы хотели бы перенести из своей страны в Петербург?
В Петербурге, как и вообще в России, нет по-настоящему острой пищи. Даже действительно острых соусов нет. Российские красные перцы можно есть за кружкой чая. А у нас в Нигерии вся еда острая. Это не объяснить — нужно прочувствовать: можно, например, заказать эгуси-суп, огбоно-суп или суп «Эфо Риро». Вот что можно считать действительно острым.
В остальном меня здесь всё устраивает. Больше ничего перевозить не нужно: Нигерия и так приедет сюда в 2018 году на чемпионат мира.
Пять находок в Петербурге
1.
Русский язык
Когда я переехал в Россию, только начинал учить русский язык. Постепенно ко мне приходило понимание того, как он устроен. Когда уровень языка достиг хорошего разговорного, мое мировосприятие изменилось. Дело в том, что, когда разговариваешь с человеком на одном языке, видишь его с одной стороны, а когда на другом — с другой. Не знаю, почему так происходит, но это правда. Выучив русский, я стал глубже понимать людей, у меня повысилась эмпатия.
2.
Хороший интернет
В России самый быстрый интернет среди тех стран, где я был. Даже лучше, чем в США и Нигерии. И это круто: играть в игры без лагов — одно удовольствие.
3.
Петербургский стрит-арт
На улицах любого города есть такие граффити, которые заставляют тебя задуматься, — что нормально, ведь это искусство. Но именно в Петербурге я часто встречаю на первый взгляд банальные вещи, которые западают в душу. Когда идешь по улице, на тебя давят огромные здания, но когда видишь в каком-то далеком уголке простой смайлик, это вызывает вопрос: «А кто и зачем его нарисовал?». Очевидного ответа нет, но вопрос и [эмоциональный] отклик есть, и это круто.
4.
Красивые девушки
Девушки в Петербурге очень красиво улыбаются. А самое главное, они это делают чаще девушек из других стран. Особенно на Невском проспекте, там они всегда очень открытые. Идти по этой улице, ловить взгляд девушки, видеть ее улыбку — прекрасное чувство.
5.
Большое количество иностранцев
В Нигерии редко можно встретить иностранцев. А тут всех очень много: в тех же творческих пространствах можно встретить людей из самых дальних стран, которые, как и ты, переехали в Петербург. Для меня это важно даже не столько из-за опыта, который они передают, сколько из-за самого факта встречи. Понимаешь: ты здесь не один.
Зачем вы здесь?
У меня нет четкой цели. Я просто занимаюсь творчеством, а здесь хорошо получается делать что-то свое, у меня есть вдохновение и новые идеи.
Когда-нибудь, возможно, я уеду. Просто хотелось бы, чтобы мое искусство вышло на мировой уровень, а в России англоязычной аудитории мало (Феми читает рэп на английском языке — прим. «Бумаги»). Но пока тусуемся здесь.