28 апреля 2016

Как работает электронное правительство и почему оно эффективнее чиновников

В субботу, 30 апреля, пройдет «Открытый университет», посвященный роли технологий в современном обществе. «Бумага» узнала у лектора «ОУ», заместителя директора Центра технологий электронного правительства Дмитрия Трутнева, существует ли в России электронное правительство, почему электронные очереди превращаются в массовое столпотворение и могут ли чиновники лишиться работы из-за цифровых технологий.
  1. Что такое электронное правительство?
  2. У власти всё еще остаются люди, но многие механизмы управления автоматизируются и цифровые алгоритмы заменяют людей. Например, отпадает необходимость стоять в очереди для оплаты квитанций ЖКХ и общаться с сотрудниками коммунальных служб. Вместо этого можно зайти на сайт и заплатить в несколько кликов. То же самое касается и хранения документов: информация о гражданах переносится из бумажных архивов в электронные базы, где нужную информацию о конкретном человеке можно отыскать за короткое время. В целом электронное правительство — система управления, при которой государство предоставляет населению услуги и информацию с помощью цифровых технологий.
  3. Существует ли электронное правительство в России?
  4. Да. В России акцент сделан на электронное взаимодействие с гражданами. Одна из самых распространенных услуг — это подача заявлений через интернет. При этом завершить процедуру можно только офлайн: выдача документов чаще происходит именно в личном присутствии. Для сравнения, в Эстонии у каждого гражданина есть ID-удостоверение, с помощью которого можно воспользоваться 4 тысячами электронных сервисов, в том числе автоматически авторизоваться на сайтах госучреждений и больниц.
    Дмитрий Трутнев
    заместитель директора Центра технологий электронного правительства

    — Сейчас акцент в России сделан на электронное взаимодействие с гражданами, но на деле это не улучшает качество жизни. Потому что получается перекос: появляются цифровые услуги, но нет модернизаций внутренних функций органов власти.

  5. Что уже можно оформить с помощью электронных систем в России?
  6. Подать заявление на оформление паспорта, загранпаспорта и пособий, оплатить штрафы и услуги ЖКХ.
    Дмитрий Трутнев
    заместитель директора Центра технологий электронного правительства

    — Чтобы получить электронную услугу, надо себя идентифицировать, то есть быть зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации. По статистике, в ней сейчас зарегистрировано не больше 12 % россиян. То есть физически не больше 12 % россиян могут воспользоваться этими услугами.

  7. Почему в России электронные очереди всё равно превращаются в живые?
  8. Электронная очередь не сокращает количество обратившихся за услугой граждан, а просто пытается распределить поток людей, что не всегда заканчивается удачно. Так, например, действует система записи в первые классы школ Петербурга, спровоцировавшая недовольства горожан в 2015 году. В тот раз можно было подать заявление в школы в течение нескольких часов одного дня и за очень ограниченное время. Из-за большого наплыва посетителей сайт госуслуг перестал работать, а некоторые из уже поданных заявлений исчезли из базы данных. В итоге желающие записать ребенка в школу вынуждены были выстраиваться в живую очередь. Дмитрий Трутнев приводит положительный пример Псковской области: там записаться в школу можно в течение всего года, но очередность определяется по дате рождения. Кто раньше родился — тот «первее» в очереди.
    Еще одна проблема в том, что для большинства населения интернет всё еще не очень доступен как физически, так и из-за технической неподготовленности. И многие всё равно вынуждены стоять в живой очереди. Для таких людей появление электронных услуг ухудшает ситуацию, потому что тот, у кого интернет есть, оказывается впереди них.
  9. Какие запросы обрабатываются в электронном виде быстрее, чем офлайн?
  10. Из самого очевидного — сократился срок выдачи паспорта. Меняющие паспорт не по месту жительства теперь могут получить документ в течение 30 дней, а не двух месяцев, как раньше. Если же вы обращаетесь в ФМС, где оформляли документ, то его восстановят за десять дней. Но, по словам Трутнева, этот пример — исключение, а успех связан с популярностью услуги. Несмотря на то, что цифровые алгоритмы значительно упрощают бюрократические процедуры, они не могут сильно влиять на сроки их выполнения без изменения законодательства.
  11. Угрожает ли переход на цифровые методы управления безопасности личных данных граждан?
  12. Хранение данных в бумажном виде, так же как и в электронном, не гарантирует полную безопасность личных данных. Но Дмитрий Трутнев утверждает, что, согласно общемировой практике, при использовании современных средств защиты цифровой информации электронные системы надежнее бумажных.
    Дмитрий Трутнев
    заместитель директора Центра технологий электронного правительства

    — Утечки личных данных происходят регулярно, но при этом нет подтвержденного вреда из-за присвоения, например, данных паспортов граждан. В случае с бумажными документами риски те же самые, но объемы меньше.

  13. Оставит ли электронное правительство чиновников без работы?
  14. Технически это возможно, но только частично. Цифровые технологии способны заменить только тех чиновников, которые занимаются сбором данных, анализом и составлением отчетов. Но важно учитывать законодательные формулировки. Допустим, водителю, нарушившему правила дорожного движения, нужно выписать штраф. Если камера зафиксировала нарушителя, а в законе точно прописано, что за превышение скорости в 20 км/ч — штраф в 500 рублей, то алгоритм может найти водителя и отправить ему штраф самостоятельно, без участия человека. Но если в законе сказано, что размер штрафа от 200 до 500 рублей, то автоматика уже ничего сделать не сможет. Принятие решений, модернизация и работа над законодательством всегда остается за людьми. В случае хорошего развития электронного правительства, по словам Трутнева, сокращение госслужащих достигало 50 %.
  15. Какой зарубежный опыт электронного правительства не применим к россиянам?
  16. Центры госуслуг, появившиеся в России, — это заимствование опыта Германии и Бразилии. Однако если в этих странах с помощью центров резко выросла скорость оказания услуг и сократились затраты на госорганы, то в России, резюмирует Трутнев, это привело прямо к противоположному эффекту: создало дополнительную нагрузку на государство и увеличило расходы бюджета. Самые негативные примеры — корейский и китайский. Там закрыт интернет, а цифровые технологии влияют не на прозрачность коммуникации правительства и граждан, а действуют исключительно в пользу государственных интересов. При этом ни один из опытов использования электронного управления нельзя назвать целиком положительным или отрицательным.
  17. Как сами граждане могут улучшить эффективность электронного правительства?
  18. Самостоятельно граждане никак не могут повлиять на развитие цифровых механизмов управления. Однако известны случаи удачной совместной работы граждан и правительства. Когда в Финляндии решили создать систему электронного обучения в Лапландии и других северных районах страны, жители населенных пунктов покупали компьютеры и проводили интернет за свой счет. Тогда для них стояла альтернатива: финансово вложиться в электронную систему образования или ежедневно возить своих детей в школы за несколько десятков километров.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.