Как вести себя в машине с пьяным таксистом и получить компенсацию, если на вас напал водитель?
Как себя вести, если вас везет пьяный таксист, и что делать, если водитель пытался на вас напасть, от кого требовать компенсации за опасную поездку и кто гарантирует надежность водителя? «Бумага» узнала у юристов и служб заказа такси, как вести себя с неадекватным водителем и привлечь его к ответственности.
noeltock Flickr via Compfight cc

Что делать, если вас везет нетрезвый водитель?

Если состояние водителя такси вызывает у вас какие-то опасения, то лучше по возможности не садиться в такую машину.
Как уточняет адвокат Андрей Комиссаров, в ГИБДД, например, проверку на алкоголь водителю могут назначить уже по одному из следующих признаков: несвязность речи, неустойчивость позы, нарушение речи, измененный цвет кожных покровов, запах алкоголя. Если вы уже в автомобиле и заметили какие-то из этих признаков, то стоит как можно скорее попросить водителя остановиться, чтобы выйти из машины.
Андрей Комиссаров, адвокат коллегии «Комиссаров и партнеры»:
— Самостоятельно принимать активных действий не следует, так как пьяный человек, сознательно идущий на нарушение закона, может повести себя неадекватно.
Опрошенные «Бумагой» юристы советуют позвонить в ГИБДД во время или сразу же после такой поездки: сообщить номер, марку и цвет автомобиля, а также назвать маршрут следования такси, если вы в автомобиле. Одновременно стоит обратиться в службу поддержки такси или оставить отзыв через приложение.
Как объясняет юрист Европейской юридической службы Орест Мацала, если вы хотите продолжить поездку, то можете позвонить диспетчеру и попросить другую машину бесплатно или со скидкой, что предусматривает закон о защите прав потребителей.

Может ли таксист запросить у вас сумму больше, чем заранее назвал диспетчер или выставило приложение?

Это зависит от формы оплаты. Если таксист не использует таксометр и сумма была назначена заранее, то водитель не имеет права изменить ее без вашего согласия: такие действия могут квалифицироваться как вымогательство, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Однако, отмечает юрист «Правовед.ру» Александр Ларин, чтобы затем доказать факт вымогательства, вам потребуются доказательства. В данном случае это могут быть показания свидетелей или аудиозапись разговора.

Что делать, если водитель пытался вас избить или ограбить?

Во-первых, если вы по какой-то причине садитесь в автомобиль с подозрительным водителем, можно, например, занять заднее сиденье, чтобы ограничить возможность физической агрессии, советуют в «Таксовичкоф».
Анатолий Малышев, исполнительный директор «Таксовичкоф»:
— В случае, если вы ощущаете угрозу или вас смущают какие-то другие факторы, прерывайте поездку. Вы имеете право сделать это в любой момент.
Во-вторых, объясняют в Европейской юридической службе, если вы действительно опасаетесь угроз, то позвоните по телефонам 102 или 112 и сообщите о своем местонахождении.
Затем как можно скорее обратитесь в полицию с заявлением и подробно опишите случившееся. Кроме того, если вы получили травмы, то их нужно зафиксировать в травмпункте — это будет основанием для возбуждения уголовного дела.

Можно ли узнать номер автомобиля, на котором вы ехали, чтобы пожаловаться на водителя?

Да. Как объясняет юрист Александр Ларин, сведения о поездке, включая номер автомобиля, можно отнести к персональным данным, на доступ к которым вы имеете право. Служба такси обязана хранить эти данные.
Кроме того, если вы обратились в полицию, то данные водителя должны будут предоставить правоохранительным органам.
Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ:
— Информация обо всех поездках (включая имя водителя, марку и номер автомобиля) фиксируется приложением, поэтому пользователю не нужно помнить номер автомобиля. Если пользователь решает обратиться в полицию, мы предоставляем по запросу правоохранительных органов необходимую для расследования информацию.

Какую ответственность водитель понесет, если он ехал за рулем пьяным или напал на пассажира?

Если таксист вел автомобиль в нетрезвом виде, за это предусмотрена административная ответственность с наказанием в виде штрафа 30 тысяч рублей и лишения водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет.
За причинение легкого вреда здоровью предусмотрена ответственность по статье 115 УК РФ. Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до 2 лет, если у нападавшего было оружие.

На что может рассчитывать пострадавший пассажир?

Если вы прекратили поездку раньше из-за водителя, то как минимум вы можете рассчитывать на то, что вам вернут стоимость поездки.
Анатолий Малышев, исполнительный директор «Таксовичкоф»:
— Если водитель нарушил правила дорожного движения или этику общения с клиентом, его ждет наказание: от штрафа вплоть до увольнения. А клиенту обязательно предоставляется компенсация.
Кроме того, вы можете претендовать на компенсацию морального ущерба. Как объясняет адвокат Андрей Комиссаров, статья 800 ГК РФ предусматривает ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также возмещение морального вреда пострадавшему. Поэтому помимо заявления в полицию (если водитель, например, напал на вас или ограбил) следует подать гражданский иск в суд.

Кто должен выплачивать вам компенсацию за опасную поездку?

Это зависит от того, воспользовались ли вы официальной службой такси или сервисом, который агрегирует частных водителей.
Например, водители, которые работают через диспетчерские службы и сервисы (вроде Uber или Gett), как правило, не сотрудники компании. Они могут работать как индивидуальные предприниматели или быть наняты сторонней службой. В таком случае вам сначала стоит разобраться, на каких условиях работал водитель, а затем подавать в суд либо на него лично, либо на организацию, где он устроен.
Если же вас вез таксист, официально нанятый компанией со своим таксомоторным парком, то выплачивать компенсацию будет организация.
По словам защитника прав автомобилистов Александра Холодова, с точки зрения содержания иска существенной разницы не будет, но добиться компенсации от службы заказа такси может быть проще, чем от конкретного водителя.

Несут ли ответственность за водителей интернет-агрегаторы?

Как отмечает юрист «Правовед.ru» Олег Рябинин, на сегодняшний день статус интернет-агрегаторов, через которые можно вызвать водителя, не определен, поэтому нет устоявшейся судебной практики решения подобных вопросов.
Олег Рябинин, юрист «Правовед.ru»:
— Формально интернет-агрегаторы оказывают лишь информационную услугу по поиску автомобиля, а значит, не несут никакой ответственности за оказание некачественной услуги по перевозке пассажира. Поэтому в случае необходимости претензии потребителю нужно предъявлять к фрахтовщику, которым является либо водитель такси, либо служба, где он работает.
С другой стороны, отмечает Рябинин, среди юристов есть и другая точка зрения, по которой агрегатор также ответственен за качество услуги: правоотношения между интернет-агрегатором и перевозчиком схожи с договором комиссии, а по такой сделке обязанности приобретает и комиссионер.

Кто гарантирует безопасность поездки и как проверяют водителей?

Это зависит от того, пользуетесь вы сервисом-агрегатором или службой со своим таксомоторным парком. В первом случае за отбор водителей зачастую отвечают партнеры того или иного сервиса, которые должны предварительно проверить кандидата. Последующий контроль за качеством работы основан прежде всего на системе рейтингов: например, в Uber, если водитель часто получает плохие оценки, его просто отключают от сервиса. В «Яндекс.Такси» водителей также просят присылать фотографии автомобиля, чтобы убедиться, что он находится в нормальном состоянии.
В службах со своим таксомоторным парком и штатом водителей таксисты могут проходить контроль состояния здоровья перед каждой сменой.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.