27 ноября 2012

«Люди не знают, за что платят деньги, — они привыкли жить с грязным лифтом»

В начале ноября Алексей Навальный запустил проект РосЖКХ — интернет-сервис для подачи заявлений в коммунальные службы. «Бумага» поговорила с координатором проекта Дмитрием Левенцом и узнала, как часто управляющие компании должны менять разбитые лампочки и почему петербургской жилищной инспекции не понравился двуглавый орёл с метлой.

Фото: Николай Никитин
С помощью РосЖКХ можно решить проблему, связанную с квартирой, подъездом или домом. Пользователь на сайте выбирает тип нарушения — разбитые стёкла в подъезде, грязный пол — и заполняет готовое заявление, которое затем можно отправить в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, правительство города или во все органы сразу. До РосЖКХ Дмитрий Левенец занимался проектом «ДомДворДороги» — похожим интернет-сервисом для решения коммунальных проблем. — Как ты попал в проект к Алексею Навальному? — Мне надоело, что у меня дома, в Люберцах, коммунальщики ни черта не делают. Сначала я попытался заставить их работать юридическими методами, не скандаля в ЖЭКе как бабушка. Это сработало. Рассказал друзьям, соседям, описал на форуме конкретный механизм, как и что делать. Пошла волна, и в итоге Люберцы вышли на первое место по числу обращений. Потом, когда мы делали «ДомДворДороги», мы писали всем — от Путина до Навального — о том, что хотим сотрудничать и развивать проект по ЖКХ. Навальный ретвитил какие-то истории, которые мы ему кидали, а когда начал делать РосЖКХ, позвал меня руководителем в готовую команду. Моё хобби превратилось в работу.

«У чиновника нет возможности не рассматривать заявления»

— РосЖКХ всем известного Навального и локальный проект «ДомДворДороги» отличаются по эффективности? — В «ДомДворДороги» был очень маленький текст заявлений с минимумом юридических отсылок — на него было легко придумать отписку. В Фонде борьбы с коррупцией же сидят юристы, которые реально проработали уникальный текст под каждую проблему. У чиновников нет возможности что-то придумать, потому что мы уже в первом заявлении предусмотрели все возможные отписки. С первого раза, правда, не всегда всё решается. Например, мне в «ДомДворДороги» написал человек из Питера, сказал: «Помогите, у меня постоянно образуется плесень на стенах». Я писал пять раз, и только тогда провели проверку и работы. Главное — не останавливаться, всё ведь очень просто — отправили заявление и забыли.

«Вы наняли обслуживающую компанию, платите ей деньги. Если у вас живёт дебил, который выкручивает лампочки, пусть меняют хоть каждый день эти лампочки»

— Если всё так просто, почему этим никто не занимается? — Люди не знают, что им обязаны делать за те деньги, которые они платят. Привыкли жить с грязным лифтом и думают, что так и должно быть — а это административное правонарушение. Плюс люди не особенно верят в эффективность. Поэтому мы упростили всё до одного клика. — Какие самые частые проблемы среди тех заявлений, которые успели подать в РосЖКХ? — Сломанный почтовый ящик. Но я думаю, что это, скорее всего, связано с тем, что в своём ЖЖ Навальный, когда представлял проект, привёл личный пример с фотографиями сломанного и отремонтированного ящика. Видимо, многие захотели повторить. Другие распространённые нарушения — грязный лифт, грязные полы.

«Юристы из Фонда борьбы с коррупцией проработали уникальный текст заявления под каждую проблему»

У нас есть админка, куда попадает описание проблемы, мы это просматриваем, чтобы там не было чего-то матерного или набранного большими буквами с восклицательными знаками. Из 35–40 тысяч проблем мы отклонили только около 150. — Ты не боишься, что из-за такого резкого потока пусть даже юридически грамотных заявлений чиновники придумают какие-то новые способы увиливать? Начнут принимать ограниченно? — В рамках правового поля у чиновника нет возможности не рассматривать заявления. Кода мы запустили РосЖКХ, то главный жилищный инспектор направил во все жилищные инспекции письмо, что, мол, если вы не справляетесь, то создайте дополнительные группы. Хотя семь жилищных инспекторов из 83 субъектов Федерации отказались принимать наши обращения. Питерский — потому что у нас якобы незаконно используется герб (символ на сайте РосЖКХ — двуглавый орёл с метлой и гаечным ключом). Правда, после этого подключилась «Фонтанка», которая будет от своего лица переправлять заявления, и теперь вместо 30 дней их будут обязаны рассмотреть за семь.

«Главное — не останавливаться, всё ведь очень просто — отправили заявление и забыли»

— Большинство подъездов уродуют сами же жильцы. Не получается так, что мы перекидываем ответственность за собственный дом на государство, вместо того чтобы не мусорить, не разрисовывать лифты и не выкручивать лампочки? — Если вы простыли, то, скорее всего, простыли по собственной вине, например, слишком легко оделись. Вы приходите к врачу, которому платите страховку и который обязан вас лечить. А он вам говорит: «Слушайте, вы сами заболели, сами виноваты, я вас лечить не буду». Здесь то же самое. Обслуживающая компания — это не государство, а частная фирма, которую вы наняли и которой платите деньги. Если у вас живёт дебил, который выкручивает лампочки, пусть меняют хоть каждый день эти лампочки. — С помощью РосЖКХ я могу только исправить какое-то нарушение. Планируется ли доработать проект так, чтобы можно было, например, построить во дворе новую детскую площадку? — Для того чтобы сделать что-то новое, недостаточно отправить заявление — нужно провести общее собрание собственников, договориться с соседями. Это новый уровень гражданской активности, и мы будем помогать это делать по юридической части. Тогда уже можно будет, например, жёлто-зелёный забор вокруг дома заменить на кустарники, организовать раздельный сбор мусора. Вторая часть этого проекта — помочь жильцам экономить: не платить за домофон, зарабатывать на рекламе, которая висит на вашем доме, на интернет-кабелях, которые у вас проложены.

«Люди не знают, что им обязаны делать за те деньги, которые они платят. Привыкли жить с грязным лифтом и думают, что так и должно быть»

Следующая «Cоседская встреча» пройдёт 2 декабря, в «Факеле» на Софийской, 44

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.