15 марта 2013

Книжные ценности магазина «Диккенс и Дважды два»

Между безымянными отделами ДК имени Крупской есть небольшой книжный магазин под номером 87, известный для постоянных покупателей как «Диккенс и Дважды два». В месте, названном в честь классика и канала с мультфильмами, продаются книги о монстрах и ведьмах, типичных родителях и сложных подростках, нереальных планетах и обыденной реальности. Владельцы магазина рассказали, как в пределах нескольких полок можно создать сказочный мир для взрослых детей, а за пять минут найти книгу для самого привередливого читателя.

Фото: Катерина Гаврило, Константин Соломонов
Марина и Костя приехали в Петербург несколько лет назад с мечтой открыть собственный книжный магазин. Сейчас Марина пишет диссертацию по детской литературе. В 2009 году ребята открыли небольшой отдел на «Крупской», в котором стали продаваться комиксы и несерьезня литература для кидалтов. «Диккенс» открывали с мыслью создать «когда-нибудь потом» полноценный магазин, но поняли, что и тут есть свои преимущества — большой поток посетителей и стимулирующая конкуренция с соседями.

Идеология. «Диккенс и Дважды два» открылся в середине июля 2009 года на «Крупской». И с тех пор на протяжении четырех лет мы работаем в режиме нон-стоп. Здесь не бывает выходных, кроме единственных трех дней в году — 1, 2 и 3 января. В остальное время мы с Костей чередуемся и работаем три через три. Мечтали мы о собственном магазине со дня переезда в Петербург. Идею предложил директор петербургского издательства «Комильфо» и наш давний знакомый — Миша Богданов. Примерно в этот же год началась волна независимых книжных магазинов и маленьких издательств — стали популярны «Самокат» и Livebook, которые выпускали несерьезные книги для взрослых. Тогда же Миша привез комиксы из Германии и издал их на русском в «Комильфо», но вот магазины не были особо заинтересованы в распространении. Как он позже вспоминал, я оказалась первым человеком, который обрадовался при упоминании комиксов.   В итоге мы решили открыть собственный магазин, где первые стали продавать комиксы, смешные книги для детей и взрослых. В качестве первой точки была выбрана «Крупская» — это своеобразное место, сохранившееся еще с советских времен, но оно хорошо тем, что сюда люди целенаправленно едут за книгами. К примеру, раньше я работала в «Книгах и кофе» и замечала, что посетители тратили деньги на концерты, кофе, а вот на книги уже не оставалось. На «Крупской» ты не отвлекаешься на какие-то метафизические разговоры, а полностью погружен в книжный мир.   И вот мы работаем тут уже который год подряд и наблюдаем, как постепенно в городе появляются независимые книжные — то, о чем мы всегда мечтали. Я давно хотела открыть магазин с детективами или любовными романами, которые незаслуженно обходят вниманием как литературу «низшего сорта». С одной стороны обидно, что мы были первым независимым книжным магазином в Питере и у нас до сих пор нет своего места, но с другой — нам легче отслеживать вкусы читателей и наблюдать за тем, как меняются тренды в книжном мире. Ведь на «Крупе» огромная конкуренция — владельцы магазинчиков постоянно друг за другом следят и перенимают идеи, поэтому мы все время начеку и стараемся предугадывать тренды.

Покупатели. Я определила аудиторию нашего будущего магазина давно — еще когда работала в «Книгах и кофе». В то время стала формироваться прослойка молодых ребят, у которых уже были деньги и которые могли их потратить на книги, разные бирюльки и игрушки. Это были взрослые дети от 13 до 30, которых позже стали называть kidalts. Сейчас, конечно, аудитория размылась: к нам часто приходят молодые пары, прогрессивные родители, которые интересуются развитием своих детей, читающие подростки и студенты. К нам заходят и мрачные дяденьки в очках, которые любят Горчева.   Мне иногда кажется, что здесь мы превратились в адовых продавцов, которые только и делают, что говорят о книгах. Мы можем участвовать в марафоне быстрых советов: «За пять минут найди книгу десятилетнему ребенку!». А ведь это действительно наша задача — найти подходящую книгу для человека, которого ты никогда прежде не видел, и ничего о нем не знаешь, и сделать так, чтобы он захотел вернуться. Многим кажется, что работать продавцом книг довольно просто: вышел, разложил, что-то посоветовал. Нет. Хорошему книжнику необязательно читать груду книг и уж тем более делить литературу на массовую и элитарную. Это человек, который чувствует книги как людей, читает людей как книги. Глядя на книги и человека, у книжника выстраивается картинка: про что эта книга, а про что этот человек, и самое главное — помочь им встретиться.

Ассортимент. Когда магазин только открылся, мы продавали легкие и смешные книги, а сейчас, наоборот, мы стали больше обращать внимания на толстые издания. В какой-то момент стала популярна детская литература и многие магазинчики на «Крупской» сконцентрировались на ней, а мы, наоборот, вернулись к взрослой книге. И это оправдалось. Мы стараемся ловить тренды и работать с потоком. «Крупе» это дается легче, потому что тут гораздо быстрее узнаешь о вкусах массовой аудитории, чем в обычных магазинах. Вот сейчас, например, произошел отток от цифры и коротких форматов, свойственных интернет-изданиям, поэтому сейчас люди стали читать толстые романы. Мы начинали работу с маленьких издательств и по сей день продолжаем с ними сотрудничать. Но у нас также появились и гиганты книжного бизнеса — «Эксмо» и «АСТ». Отбирая книги, мы пытаемся создать полусказочный мир, который интересен как маленьким детям и подросткам, так и взрослым людям. У нас нет классики — разве что «Волшебник страны Оз» и «Алиса в Стране чудес». Но больше мы ориентируемся на новые книги, Очень много изданий для детей, которые, правда, и взрослые могут читать взахлеб.   Недавно у нас появилась новая книга Патрика Несса «Голос монстра». Это автор родом из США, который сейчас живет в Англии, пишет рецензии для Guardian и занимается детской антиутопией. К мальчику приходит каждую ночь чудовище и рассказывает притчи, объясняя, что мир не делится на черное и белое. Это действительно страшная книга, но безумно интересная. Среди недавно вышедших изданий нам очень нравятся «Дикий лес», «Битвы по средам», «Аптекарь». Это все детские толстые книги, которые можно отнести к по-настоящему качественной литературе. «Дикий лес» — это история про детей, попавших в магический лес, где находятся три разных государства, в одном из которых живут русские и почему-то носят папахи. Книгу написал известный рок-музыкант Колин Мэлой, который явно симпатизирует России — он даже в группе играет под название The Decabrists. На книгу выходили рецензии в GQ и «Коммерсанте». «Аптекарь» — это вообще книга-нуар. Дело происходит накануне Холодной войны в Англии, мальчик и девочка оказываются в аптеке во время нападения на нее. Аптекарь отправляет их в подвал и отдает книгу магических рецептов, где описаны способы приготовления сыворотки правды и зелья для того, чтобы стать невидимым. Я как специалист по детской литературе, читая эти тексты, понимаю, что они очень сильные и нагружены знаниями о мире.   Из взрослого, помимо Геймана и сборников Горчева, мы открыли для себя и сразу же представили в «Диккенсе» американского писателя Роберта Маккаммона. Какое-то время он был в одной обойме со Стивеном Кингом, а потом ушел и вернулся с атмосферными детективами о Новой Англии. Любим книгу «Пианисты», которую написал очень известный джазовый музыкант Кетиль Бьернстад. Это Норвегия 60-х годов, несколько молодых ребят готовятся участвовать в музыкальном конкурсе. Пока все слушают «Битлз», они исполняют классику и говорят про себя как про испорченное поколение. Между персонажами возникают любовные связи, а главный герой красавец-пианист страдает Эдиповым комплексом и переживает утрату любящей матери. Это очень сексуальная, фрейдистская книжка, которую обычно советуем читать молодежи. Как мы часто говорим, у нас сейчас эпоха без секса — по большей части в книгах любовные сцены заменяются двойным отступом, поэтому в «Пианистах» многих может отпугнуть описание подобных сцен.   Где-то ассортимент «Диккенса» пересекается со «Все свободны», нас также частенько сравнивают с «Двадцать восьмым». Но если он ушел в более игровой, хулиганский и местами циничный формат, то мы остались более серьезными, добрыми и вдумчивыми. Мне кажется, похожих на нас мест в городе нет.

Цены. Наценка в «Диккенсе и Дважды два» не превышает 20–30 % — это главное условие «Крупы», так как здесь стоимость книги должна быть ниже цены по городу. Например, на Стивена Фрая максимальная цена, которую мы можем поставить, — это 250 рублей. А в городе эти книги продаются вообще по запредельным ценам. Самая дешевая книга у нас стоит около 130 рублей — это например, «Саша и Маша». Самая дорогая книга, которая у нас когда-либо появлялась в магазине, — это иллюстрированная энциклопедия «Алисы в Стране чудес» за 1750 рублей.

Три книги от «Диккенса и Дважды два»:

О новом, которое нужно знать: «Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать», Франсуаза Буше Когда к нам пришла эта книга, мы были безумно рады. Здесь в очень забавном формате дается ответ на вопрос, почему все-таки книги нужно читать. Например: «Читать можно везде, даже на велосипеде» или «Если ты не любишь читать, ты превратишься в мерзкого вонючего скунса». Тем не менее книга заканчивается фразой: «Глупости все это, ты имеешь полное право не любить читать». Вот и мы так думаем. К нам очень часто приходят родители, которые жалуются, что современные дети совсем не любят читать. Ничего подобного — в каждом поколении было абсолютно одинаковое соотношение людей, которые любят читать и которые не любят. Ничего не меняется. О старом, которое нельзя забывать: «Волна», Тод Штрассер Это история о том, как профессор истории, чтобы объяснить суть фашистского режима, провел эксперимент на школьниках. Однажды дети в классе спросили его, как так произошло, что немецкий народ стал беспрекословно слушаться Гитлера и не смог противостоять агрессии и геноциду. Тогда профессор предложил показать это на наглядном примере: он создал движение «Волна» и взял на себя роль лидера. Школьники выполняли приказы беспрекословно и в конце концов класс превратился в тоталитарное государство, где стукачество считалось нормой, а нарушение дисциплины жестоко наказывалось. О вечном, которое всегда актуально: «Тайный дневник Адриана Моула», Сью Таунсенд Недавно вышла последняя книга автора и издательство, чтобы обновить воспоминание, перевыпустило остальные. Главный герой — зануда Адриан, который будучи мальчиком ведет себя как дотошный старичок. Он живет в семье тру-пролетариев, которые сидят без работы и живут на пособие. И вот мать говорит Адриану: «Я что, мало водки пила? В кого ты уродился таким?» В книге описываются реальные события: как разбилась принцесса Диана, как облажался Тони Блэр. И вот зануда Адриан отправляет письмо Блэру, где рассказывает, в чем он не прав. Это действительно очень забавная книга, которая рассказывает о жизни реальной Англии. ДК имени Крупской, проспект Обуховской обороны, 105, 2-й этаж, место 87, Со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.