22 ноября 2012

«Нет среди книжников идиотов»

«Бумага» поговорила с Денисом Котовым, генеральным директором книжной сети «Буквоед», об ответственности перед обществом, книгах Дарьи Донцовой и о том, как изменить сознание читателя.
Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»
Денис Котов попал в книжный бизнес после окончания медицинского училища. В 1992 году он начинал с лоточной торговли, которая постепенно переросла в первый магазин будущей сети. Возглавляя одно из крупнейших книготорговых предприятий, Котов признаётся, что мечтает подарить сыну читающую страну и на любое интервью предпочитает ходить с книгой. — У вас в руках не самая популярная и непростая книга Джидду Кришнамурти «Вне насилия». Денис Котов-бизнесмен и Денис Котов-читатель — это разные люди? — Две эти сущности во мне так органично сходятся, что я не могу отделить одно от другого. Я могу посмотреть под разными углами и увидеть и книготорговца, и читателя. Они занимаются принципиально разными вещами. Читатель воспринимает, торговец распространяет. Книжник создает культуру, книготорговец выстраивает ту систему, в которой труд сотрудников будет обмениваться на труд читателя. — Вы как-то признались, что мечтаете сделать так, чтобы в России 90 % населения читали книги. Как ваши просветительские цели соотносятся с бизнесом? — В жизни есть место всему. Есть дела, которые лежат в одном русле, а есть дела, которые лежат в разных. Например, если бы я развивал книжный бизнес, вынимал из него деньги и создавал алкогольный бизнес, это были бы перпендикулярные дела. Просвещение и книжное дело принадлежат одному потоку. Когда заканчивается культура, чтение, заканчивается и бизнес.

«Индустрию можно понять, только когда ты находишься в лидерах»

— Вы работали в книжной торговле еще до того, как появился первый «Буквоед» и хорошо знали эту индустрию. Открывая магазин, столкнулись с чем-нибудь неожиданным? — Надо сказать, что индустрии я тогда не знал, потому что индустрию можно понять, только когда ты находишься в лидерах. До этого её очертания и системное видение не очень ощущаются. — То есть всё-таки пришлось чему-то учиться? — Если одним словом, то управлению собой и окружающими. Сейчас активно приходится учиться творчеству. В моей работе — это самореализация, когда создаешь что-то новое, более сложное или более простое. Плюс ко всему нужно соблюдать критерии эстетики, гармонии и резонанса. Вот с этим пока проблема. — Но при этом у вас нет специального образования. Вы считаете, что нужно учиться бизнесу специально или можно обойтись без степени MBA? — Делу стоит учиться делом. В моём понимании, степени нужно получать уже после того, как ты хотя бы как-то научился действовать. MBA ориентирована на управленцев и обращается к их опыту. Если это просто начитать свежему уму, который еще не практиковал, он просто запомнит слова, но соотнести знания ему будет не с чем. — Принято думать, что книжные сети узурпируют рынок и не дают развиться независимым магазинам. Чего последним не хватает, чтобы стать реальной конкурентной силой? — Всё снова упирается в вопрос управленческого мастерства: определение целей и организацию ресурсов. Как правило, интеллектуальный уровень любого руководителя книжного магазина позволяет ему расширяться. Нет среди книжников полных идиотов и отморозков. Поэтому либо цели не стоит, либо управленческое мастерство недостаточно хорошо развито. — Вы пошли на необычный шаг и открыли новый тип магазина — «парк культуры и чтения» на Невском. Это себя оправдало? Вы же практически отбираете у себя собственные торговые площади… — Сам факт того, что мы не обанкротились, как это делают в последнее время книжные сети, говорит о том, что мы движемся в правильном направлении. Любое действие, которое гармонично читателю и клиенту, оправдано. Стоит вопрос только о том, сколько денег, энергии и времени на это тратить. У нас есть сверхзадача — полностью изменить отношение к книжному пространству, но это слишком дорого делать завтра. Нужно, чтобы сначала люди привыкли к тому, что книжные магазины — это не склады с книгами, в них можно общаться, выступать, слушать интересных людей, встречаться, знакомиться. Где молодому человеку знакомиться с девушкой, как не в книжном магазине? В моём понимании, библиотека и книжный магазин — идеальное место для интеллектуальных людей.

«Когда заканчивается культура, чтение, заканчивается и бизнес»

— Для вас как для книготорговца принципиально, поставить на полку более качественное литературное произведение или потенциально более популярное? — Любое деление упрощает систему. Книга — это не только товар и предмет культуры. Это еще и мысли, отдых, для кого-то лекарство. Мы говорим о книге как о предмете, только чтобы упростить мерчендайзинг или заказ товара. Мы берем статические ряды и соотносим востребованность одной книги по отношению к другой. Но на самом деле мы оцениваем востребованность одной мысли по отношению к другой. — То есть вам не приходится делать моральный выбор, формируя ассортимент? — Мне приходилось размышлять, ставить книгу на полку или нет. Но если посмотреть на ситуацию шире, кто может взять на себя ответственность «эти мысли я буду ставить, а эти нет». Кто знает, как мысли Дарьи Донцовой помогают человеку в тяжелые минуты? Кто готов сказать, что четыре миллиона человек, которые её читают, это полные идиоты и им надо прекратить читать Дарью Донцову. Если этот вопрос возникает, это говорит о духовной неполноценности человека.

«Интеллектуальный уровень любого руководителя книжного магазина позволяет ему расширяться. Нет среди книжников полных идиотов и отморозков»

— Но ведь как-то вы ограничиваете ассортимент… — Я также неполноценен. Я до сих пор мучаюсь вопросом: ставить ли книги по дианетике в сеть или нет? Пока не решился. Вот Пушкин безоговорочно положительно влияет на формирование культуры. На что влияют книги по дианетике, я пока не понял. И всё вроде хорошо, но меня смущает, что там есть слово «клерование». Пока в сознание людей хотят внедрить понятие «клерование», а не «очищение», мне кажется, что это как минимум ошибка для русской культуры. — А вы лично принимаете участие в формировании ассортимента? — Только по отдельным случаям, крайне редко. Я стараюсь максимально абстрагироваться. Я считаю, что исследования заслуживают любые мысли, будь то Ленин, Сталин, Гитлер.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.