16 ноября 2012

Дельные люди: гражданский активист о протекающих крышах

Как правильно написать жалобу чиновнику, поднять шум вокруг протекающей крыши и почему судиться с управляющей компанией выгодно. Создатель сайта «Заливает.СПб» Фёдор Горожанко — о принципах общения с коммунальными службами.

 

Фёдор Горожанко

гражданский активист

 

Создатель сайта Zalivaet.spb.ru,

студент факультета социологии СПбГУ

До того как люди стали отправлять жалобы мне на сайт, они не знали, куда обращаться, в интернете информации не было. Да и я не знал. Но за первые полгода мы сформировали алгоритм действий. Самому человеку бороться с системой сложно: он работает пять дней в неделю, приходит домой, там капает — он ставит ведро, ложится спать, а потом снова идёт на работу. Бегать по всяким организациям и бумаги писать никому не хочется. Да и когда в 2010 стали массово протекать крыши, была команда дана на это не реагировать: акты, подтверждающие протечку, по которым можно было бы что-то требовать, просто не составляли — иначе бы все стали обращаться.

«Когда я поднял шум из-за протечек, стали выделять много денег на ремонты крыш — чиновники, по-моему, этому только рады»

В прошлые годы я передавал письма, которые люди оставляли на сайте, в прокуратуру и всем приходили ответы с объяснением, что протечка произошла по вине управляющей компании. Потом у компаний было мало шансов увиливать в суде. Тогда люди поняли, что сайт работает лучше, чем государство, потому что в остальных местах их либо посылали, либо присылали отписки. Они получили обратную связь. Сейчас я пишу в Смольный через ЗакС, составляю карту протечек и держу контакты со СМИ. Как я заметил, эффект больше, когда шум поднимается. Например, ко мне в квартиру, где я сейчас не живу, залез жилкомсервис, после того как я потребовал от инспекции оштрафовать его за бездействие. Испугались штрафа и решили сделать видимость проведённых работ. Плотники поковыряли потолок — в результате он рухнул. Я подал заявление в полицию на незаконное проникновение и порчу имущества. Приехало телевидение, пресса. Потом, когда я приходил в инспекцию, у всех на столах лежала газета со статьёй обо мне. Но можно просто в интернете повесить список с именами чиновников, которые вас послали, — им это очень не нравится.
Фото: Мария Слепкова/ «Бумага»
Когда я поднял шум вокруг протечек, стали выделять много денег на ремонты крыш. Этим деньгам чиновники, по-моему, только рады. Крыши, как правило, бесконтрольно ремонтируются, а чаще — совсем не ремонтируются. Выбирают одного подрядчика, потом субподрядчика, в итоге придёт бригада гастарбайтеров, постучит, а крыша всё равно течёт. Обычно, если ремонт прошёл, добиться нового — нереально. Тогда на сайте я создал раздел «Гражданский контроль» и мы с пользователями стали контролировать ход ремонтов. Только за одно лето выявили нарушения в 500 домах.

«Человеку некогда этим заниматься: он приходит с работы домой, там капает — ставит ведро, ложится спать и утром снова идёт на работу»

Большинство людей этим не занимаются — из-за пассивности, недоверия к государству, юридической безграмотности, крепкой обороны со стороны чиновников, через которую не пробиться, и, конечно, отсутствия времени. Я тоже не хочу всю жизнь тратить на скандалы, поэтому ищу механизмы, которые бы работали эффективно.

Если протекла крыша

 В первую очередь, нужно позвонить в аварийную службу (телефон есть на квитанции) и оставить им заявку — сообщить о протечке, попросить принять меры, а также выйти на адрес для составления акта о факте протечки. Обязательно надо записать номер заявки и фамилию диспетчера. По правилам и нормам технической эксплуатации жилого фонда, предельный срок устранения протечки — одни сутки. Когда у меня первый раз начало капать с потолка, я не очень правильно поступил: я звонил домуправу на мобильный. Она говорила: «Да-да, придём», — но никто не приходил.  Если ничего не происходит, советую обратиться в контролирующий орган — написать в жилищную инспекцию, что правило не было соблюдено и потребовать оштрафовать управляющую компанию. Штрафы большие — им будет легче заделать протечку.  Дальше можно обращаться в органы исполнительной власти — от районной администрации до президента. Я советую ограничиться уровнем губернатора. Письмо всё равно будет спущено вниз, но во всяком случае создаст головную боль многим чиновникам, которым придётся на него отвечать. Только надо уметь писать: не просто плакать, но и чего-то требовать, желательно — без эмоций.  Если всё это не работает, надо идти в суд и судиться с управляющей компанией. Не надо ничего заранее подписывать, компании любят подсовывать всякие отказы от претензий. Некоторые предлагают деньги, но по суду можно большую сумму получить: сумма иска плюс 50 % штрафа за нарушение закона о защите прав потребителей. Раньше этот штраф шёл в пользу государства — теперь его получает истец. Это очень хорошо, потому что люди боятся идти в суд и нести расходы, а так можно оплатить хорошего юриста.

Подробнее о своём проекте Zalivaet.spb.ru Фёдор Горожанко расскажет 18 ноября в рамках проекта «Соседские встречи»

Читайте также:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.